Превью: Manor Lords

Пепел Majesty стучит в сердца инди-разработчиков. ”Непрямое управление... непрямое управление…” бормочут они во сне, мечась по скомканной простыне. А поутру, едва продрав глаза, бегут к компьютеру восстанавливать нетленный шедевр Cyberlore. Кто как запомнил, конечно.

Церковь напротив корчмы – идеальный вариант
Церковь напротив корчмы – идеальный вариант

НИКАКИХ ДРАКОНОВ

Начнем с того, что Manor Lords – это не фэнтези. Суровая обыденность Средневековья нещадно режет глаз, щедро пользуясь богатыми возможностями UE4. Обшарпанные лачуги крестьян, придорожные лужи, и заскорузлые ладони дровосеков не обещают романтики рыцарских турниров. Одни только серые будни владельца феода и копошащихся в нем пары сотен душ. Души, кстати говоря, с претензиями на лучшую жизнь, так что просто сидеть у себя в имении и собирать оброк не выйдет.

Дни местного помещика проходят за разметкой крестьянских наделов, поиском хорошего места для колодца и в размышлениях об оптимальном расположении церквушки. Помимо этого, надо распланировать севооборот на полях, снабдить необходимым дружину, разрешить или запретить импорт и экспорт, расставить людей по рабочим местам, закупить тягловый скот и так до бесконечности. Руками, конечно, ничего делать не придется – не барское это дело, – но свободного времени от этого больше не становится.

Хозяйский дом поначалу не сильно отличается от крестьянских подворий
Хозяйский дом поначалу не сильно отличается от крестьянских подворий

Правда, следует признать, что нас никто особенно не подгоняет и не ставит в неудобное положение: Manor Lords больше про управление, чем про выживание.

ДЕМОГРАФИЯ ДОЛЖНА БЫТЬ

Как и во всех аналогичных играх последнего времени, главным дефицитом является рабочая сила, так что приростом населения следует заниматься в первую голову. Не в смысле введения права первой ночи и бесконтрольного осеменения крестьянок (хотя это была бы прикольная функция), а неустанной заботы о нуждах населения. Чтоб привлечь к себе хотя бы сотню-другую душ, придется изрядно постараться.

Выбить крымского хана с Изюмского шляха!
Выбить крымского хана с Изюмского шляха!

Демографическую ситуацию здорово осложняет наличие конкурирующих феодалов. Не все из них настроены на добрососедство и взаимное сотрудничество, так что внешнюю политику необходимо вести максимально взвешенно. Военный конфликт гарантированно опустошит казну, либо отвлечет от хозяйственных задач большую часть мужского населения (бывает, что и то, и другое сразу). Кроме того, военные потери создают серьезный перекос в демографии, поэтому оружием в Manor Lords лучше не бряцать. А вот регулярные налеты на бандитские лагеря, наоборот, приветствуются. Дюжина плотно упакованных дружинников без усилий выносит банду любого размера и приносит немалый доход.

Если говорить о производственной части, то Manor Lords – преимущественно сельскохозяйственный симулятор. В отличие от всех прочих ремесел, растениеводство проработано крайне подробно. Важны все стадии: от выбора участка под выращивание определенной культуры, до расчета сроков сбора урожая и периодичности севооборота. В сравнении с этим цепочки “руда-железо-доспехи” или “глина-черепица” смотрятся жалко.

На дворе сентябрь, а хлеб еще не убран
На дворе сентябрь, а хлеб еще не убран

СЛИШКОМ РАННИЙ ДОСТУП

Как обычно бывает у игр в «раннем доступе», Manor Lords изобилует недоделками, причем как чисто техническими, так и концептуальными. То, что крестьяне между пунктом А и пунктом Б выписывают фантастически запутанные траектории – это полбеды. Гораздо хуже невозможность объединить хозяйство двух и более территорий в единое целое. То есть получили мы в дополнение к исходному наделу еще один – а там все надо начинать с нуля: казна своя, население свое, и даже королевский налог нужно оплачивать с каждой территории отдельно.

Вдобавок есть откровенные глупости: например, крестьян нужно вручную сгонять с оставленного под паром поля, чтобы они не начали его распахивать в ноябре, вместо того, чтобы идти обмолачивать собранный урожай. Для игры с непрямым управлением такое обилие микроконтроля особенно странно; даже складывается впечатление, что дизайн-документ дописан в лучшем случае до половины. А ведь именно от этой второй половины зависит, станет ли Manor Lords действительно хорошей игрой.

Пепел Majesty стучит в сердца инди-разработчиков. ”Непрямое управление... непрямое управление…” бормочут они во сне, мечась по скомканной простыне.-5