Прослушал сын, 14 лет, перешел в 8 класс. Прочитать я его так и не заставила. Предлагала варианты либо прослушать, либо посмотреть телеспектакль. Выбрал прослушивание, но при "допросе" поняла, что большая часть смысла прошла мимо. Собственно говоря, не строю иллюзий, при прочтении было бы тоже самое, тем более, что жанр не привычный - пьесса. А вот что было бы хорошо, так это сходить на хороший классический спектакль по этому произведению. Тут тебе и наглядно, и текст.
Немного побурчу на театральных режисеров: задумайтесь о том, что классические спектакли по школьной программе всегда будут пользоваться спросом. И очень жаль, что их почти нет. А вот переделывание художественных произведений по принципу "я художник, я так вижу" дело не всегда благородное и нужное.
Одним словом-больше, БОЛЬШЕ классики на сцене!
Отвлеклась.
Давайте вернемся к "Недоросли". Напомню сюжет, если кто (как я) со школьной скамьи в руки данное произведение не брал.
Некое семейство Простаковых, состоящее из госпожи Простаковой, её мужа -господина Простакова и их сына Митрофанушки, считают себя местной элитой, с которой любому не то, что породниться, а просто рядом пройти уже честь великая. Точнее так считает госпожа Простакова, ибо муж ее права слова не имеет и находится на уровне местного дурачка, а сынок избалованный недалекий увалень, учебой себя не изнуряющий и мечтает жениться поскорее.
В их дому живет бедная родственница-сиротка Софья, которую госпожа Простакова вначале пытается выдать замуж за своего, не молодого уже, братца, но позже, узнав, что у сиротки есть дядя планирующий оставить той приличное наследство, начинает пророчить ей в женихи своего сына. Софью, разумеется никто не спрашивает. Так же мало кого волнует, что у нее есть уже друг сердца. Но приходит спасение в лице дяди, человека благородного и для Простаковых не понятного, который берет Софью под свое крыло и устраивает ее судьбу.
Это в кратце.
Но самым большим достоинством этой пьессы, безусловно, является то, что она написана русским, на русском языке и о русских. Да-да, ранее в театрах ставились только пьессы иностранных авторов. Переводились, немного адаптировались и вуаля, открытие нового театрального сезона. А Фонвизин, большой поклонник театра, имеющий общирные знакомства в театральном обществе, хотел ставить пьессы показывающие жизнь его страны и ее людей. Это, кстати, сыграло с ним злую шутку. Когда "высший свет" понял, что в его пьессах высмеиваются именно они, то это понравилось не всем.
Понятно, что пьесса "Недоросль", со всеми ее признаками классицизма сегодня выглядит несколько примитивно, но от этого, к сожалению, не теряется ее актуальность. Госпожи Простаковы и Митрофанушки все так же составляют не малый пласт нашего общества, а Скородумы все так же занимают нишу неугодных чудаков.
Но будем откровенны, многие из современных школьников поймут всю глубину этого произведения только спустя годы, а большинство не поймет никогда.
Тем не менее, если не моему сыну, то мне пьесса понравилась настолько, что я посмотрела и телеспектакль, прочитала пьессу "Бригадир" (сюжет которой мне понравился меньше) и даже, помимо разборов и анализов, посмотрела кое-что о биографии самого Фонвизина. Так что, пусть не сыну (пока), но мне этот пункт в списке литературы на лето был не лишним.