Найти тему

Истории из Истории: Под Троицкими воротами Кремля были тюрьмы

«Где закон, так и обида. Где закон, там и страх», - гласит русская пословица. А вот ее историческое обоснование. Дворцовый Судный Приказ находился вблизи Троицких ворот, у Кремлевской стены. Он судил по всем «воровским» делам многочисленную челядь в государственной усадьбе и служил одним из необходимых звеньев сложного замкнутого натурального хозяйства московского царя.

Под самими Троицкими воротами были тюрьмы. Летопись упоминает, что 19 декабря 1543 года 19-летний царь Иван IV Васильевич, «не могше терпеть, что бояре бесчиние и самовольство чинят», велел схватить их первосоветника Андрея Шуйского и предать псарям, которые выволокли его «к тюрьмам» и убили возле Ризоположных (т.е. Троицких) ворот.

В 1851 году от сильного ливня в проезде ворот образовался провал, куда ушла вода. По обследовании в 1895-1996 годах под проездом обнаружили две двухъярусные пыточные палаты с останками жертв. Причем нижние представляли собой прямо-таки «каменные мешки» с узкими верхними горловинами, в которых человек не мог распрямиться и медленно умирал на коленях. Цепи, оковы, надписи: «Оставь надежду, сюда входящий». Тут же нашлась и лестница, которая вела сюда из соседнего Судного Приказа...

-2

Исторические полотна выдающегося русского художника А.М. Васнецова были созданы на серьезном научном фундаменте, на основе внимательного изучения исторических документов, памятников древнего зодчества и археологических изысканий, позволивших ему верно представить архитектурный облик старой Москвы.

Время действия его картины «Московский застенок» - конец ХVI века, преддверье Смутного времени. На Руси свирепствуют пытки и казни, жестокая расправа с неугодными царю людьми.

В Константиновской башне Кремля, которая прежде имела совершенно другие очертания, помещалась тогда «пыточная тюрьма», к которой был пристроен «застенок» - место, где производились пытки. Кажется, что белокаменные стены поднимаются к самому небу, делая застенок недоступным для чужих глаз, и нет выхода людям, попавшим сюда по воле царских приспешников. Раннее зимнее утро. Луч солнца робко золотит покрытие угловой башни. На небольшой площадке, заснеженной булыжной мостовой изображена группа людей, в отчаянии и ужасе склонившихся над лежащими на земле телами, выброшенными сюда после пыток.

-3

В письме к брату Аркадию Михайловичу от 16 марта 1913 года А.М. Васнецов сообщал: «Написал картину «Московский застенок конца ХVI века». Перед воротами застенка выброшены трупы людей, замученных на пытках, и за ними пришли родственники и знакомые, чтобы похоронить - тема почти современная и нам».

Последние слова этого письма весьма любопытны, ибо художник проводит параллель между событиями, происходившими 300 лет назад, и современной ему жизнью. Это не были случайно оброненные слова. Убежденный демократ по своим взглядам, находившийся в передовых рядах интеллигенции того времени, Васнецов не мог безболезненно переживать жестокость репрессий царского правительства, последовавших за разгромом революционного подъема 1905 года.

* * *

Автор благодарит за благожелательное отношение, лайки, подписку или маленький комментарий, это можно делать всем. Что позволяет лучше ориентироваться в ваших вкусах и пристрастиях.