На днях консультировал по вопросу привлечения к административной ответственности один из уполномоченных органов в субъекте РФ. Анализируя практику, когда заказчики отменяли административные штрафы, обратил внимание на то, что успех нередко сопутствует тем, кто способен комплексно проанализировать ситуацию для выбора стратегии обжалования.
Рассмотрим один из таких примеров:
Суть дела: в рамках поданной жалобы на результаты оценки заявок, где заказчик снизил оценку заявок в результате выявленных фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения обязательств перед заказчиком и/или третьими лицами, антимонопольный орган установил в действиях заказчика нарушение ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ. Впоследствии заказчик был привлечен к административной ответственности по ч. 7 ст. 7.32.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 5 000 руб. Заказчик обжаловал постановление о привлечении к административной ответственности в суде.
Позиция суда: Суд удовлетворил требования заказчика, руководствуясь следующим:
1. участник закупки указывал на несогласие с результатами оценки его заявки по критерию «Наличие фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения обязательств перед заказчиком и/или третьими лицами», а также с самим критерием оценки заявок. При этом положения закупочной документации согласно ч.11 ст.3 Закона № 223-ФЗ могут быть оспорены исключительно до окончания срока подачи заявок, чего сделано не было.
2. учитывая, что жалоба поступила в антимонопольный орган после рассмотрения заявок участников закупки (после окончания срока подачи заявок), у антимонопольного органа отсутствовали основания для признания положений закупочной документации незаконными.
3. подав заявку на участие в закупочной процедуре, участник конклюдентно (ч.1 ст.8 ГК РФ) соглашается со всеми требованиями такой документации, а контрольный орган утрачивает право на ревизию этой документации (как на основании поступившей жалобы, так и в инициативном порядке, поскольку возможность проведения внеплановых проверок положениями ст.18.1 Закона о защите конкуренции не предусмотрена) и при проверке правомерности отклонения заявки обязан презюмировать ее законность.
4. Верховный Суд РФ в определении от 12.11.2021 №305-ЭС21-20460 по делу №А40-158687/2020 указал на недопустимость возбуждения процедуры государственного контроля и применения со стороны антимонопольного органа мер публично-правового принуждения на основании жалобы лица, не посчитавшего необходимым со своей стороны оспорить положения закупочной документации до момента подачи своей заявки на участие в этой закупке, а попытавшегося обойти эти требования и впоследствии стремящегося сорвать закупочную процедуру после отказа ее организатора в допуске такому лицу к участию в этой закупке.
Источник: Постановление 9 ААС от 26.06.2024 по делу № А40-279214/2023.
P.S. Кстати, скоро состоится специальный вебинар, посвященный обжалованию действий заказчика.