Найти тему
Москва памятная

Могилы знаменитостей. Известные люди, родившиеся 3 июля и похороненные в Москве

Оглавление

Пятницкий Митрофан Ефимович (1864 -1927)

Знаменитый русский музыкант, исполнитель и собиратель русских народных песен. Основатель и первый художественный руководитель русского народного хора, получившего впоследствии его имя.
Родился ровно 160 лет назад 21 июня (3 июля) 1864 года в селе Александровка Воронежской губернии, в многодетной семье дьячка местной церкви, который был к тому же прекрасным певчим. Под влиянием отца Митрофан с детства увлекался пением и даже мечтал о профессиональной оперной сцене. Однако родители решили сделать из него лицо духовного звания и после окончания церковно-приходской школы в 1876 году отправили сына в Воронежскую семинарию. Однако, учеба не задалась и после того как у мальчика случился нервный срыв, он вернулся домой.
Подлечившись, Пятницкий вернулся в Воронеж, где устроился писарем в контрольной палате, а затем окончив курсы бухгалтеров стал работать по новой специальности. Однако любовь к пению не оставляла юношу и он продолжал собирать
народные песни, и сам брал уроки пения у музыкального педагога Л.М. Образцова.

Весной 1896 года он был принят в Московскую консерваторию, но личная трагедия (накануне свадьбы его оставила невеста) вновь привели молодого человека в клинику для душевно больных.

Лечение помогло, и через два года Пятницкий был выписан из Московской клиники, но тут же поступил в неё на работу делопроизводителем. Параллельно с работой он продолжил и свои занятия музыкой, не оставляя идеи стать профессиональным певцом, и даже сумел познакомиться, а затем и подружиться с Шаляпиным, который его очень поддерживал.
Продолжал Пятницкий и свою работу по сбору песен. Он много путешествовал по деревням, главным образом Воронежской губернии и всюду возил с собой фонограф. Сохранилось более 400 записей русских народных песен которые исполняли простые крестьяне. Кроме того он собирал русские народные музыкальные инструменты и костюмы.

В итоге, эта увлеченность народным музыкальным творчеством приводит Пятницкого к созданию ансамбля народной песни.

-2

В 1911 году хор под руководством Митрофана Ефимовича впервые выступил в Москве в зале Благородного собрания, привлек внимание многих деятелей культуры и имел огромный успех. В 1912 годы прошли триумфальные гастроли коллектива по всей России. Хор Пятницкого стал своеобразной альтернативой культивировавшийся тогда многочисленным цыганским хорам, выступавшим главным образом в трактирах и ресторанах.

После начала Первой Мировой войны, хор практически прекратил свое существование, поскольку многие музыканты и певцы были призваны в армию.
Полностью собрать и восстановить хор как исполнительский коллектив Митрофану Ефимовичу удалось лишь в 1919 году. Коллектив продолжал активно выступать, а сам Пятницкий, кроме обязанностей художественного руководителя активно начал заниматься преподавательской деятельностью. Причем он не только обучал новых артистов своего хора, но и преподавал в Третьей студии МХАТ. В 1925 году ему было присвоено звание Заслуженного артиста Республики.
Скончался Митрофан Ефимович Пятницкий 21 января 1927 года. Похоронен на втором участке Новодевичьего кладбища.

-3

Его детище, возникшее более 100 лет назад, существует и сегодня. В советское время Хор имени Пятницкого гастролировал по всему миру, и из него вышло много замечательных солистов. В частности именно в Хоре имени Пятницкого начинала свой творческий путь незабываемая Людмила Зыкина.

-4

Богомолов Владимир Осипович (1924-2003)

-5

Советский и российский писатель, сценарист. Автор романа «Момент истины» («В августе сорок четвёртого»). Фамилия при рождении Войтинский.

Родился 3 июля 1924 года в деревне Кирилловка Московской губернии.
До 1948 года носил фамилию Войтинский, затем до 1953 года носил фамилию Богомолец, далее стал Богомоловым.

В 1938 году окончил семь классов Московской средней школы № 71 уехал на заработки в Крым.
В мае 1941 года вернулся в Москву. Сразу же после начала Великой Отечественной войны пошёл записываться добровольцем.

Был зачислен в Московский противопожарный полк МПВО в Филях, а затем был направлен в полковую школу младших командиров одной из воздушно-десантных бригад.

В конце октября-ноябре 1941 года попал на Калининский фронт под Москвой.
В апреле 1942 года был тяжело ранен.
22 июня 1943 года был направлен старшим команды в Ижевск Удмуртской АССР, в эвакуированное туда Ленинградское Краснознамённое артиллерийско-техническое училище (ЛКАТУ).

С конца 1943 года в войсковой разведке. Форсировал Днепр. Участвовал в Кировоградской наступательной операции. 12 января 1944 года вторично ранен, лежал в госпитале. 8 февраля 1944 года Армавирским ВПП направлен в 15-й ЗСП (15 запасная стрелковая дивизия) в город Сталинград. В 15-м ЗСП присвоено звание старшина. Далее проходил переведён в 8-й гвардейский механизированный Прикарпатско-Берлинский Краснознаменный ордена Суворова корпус. Участвовал в освобождении Белоруссии, в частности, города Гродно, в составе 95-й СД 3-го формирования. После освобождения Минска до сентября 1944 года в подчинении Разведуправления / Управления Контрразведки Штаба 3-го Белорусского фронта и соединениях 2-го Белорусских фронтов. Награждён Орденом Отечественной войны I степени за бои июня-июля 1944 года по освобождению Белоруссии. В сентябре 1944 года переходит из войсковой разведки в органы военной контрразведки, Главное управление контрразведки «Смерш» Наркомата Обороны СССР. Форсировал Вислу. Участвовал в освобождении Польши, в боевых действиях в Восточной Пруссии и Германии.

Лейтенант "СМЕРШ" Владимир Войтинский
Лейтенант "СМЕРШ" Владимир Войтинский

С августа 1945 года переведен на Дальний восток.
Служил в Манчжурии, на Чукотке, затем направлен на Камчатку где служил в отделе по борьбе с бандитизмом.

С начала 50-х годов служил в аналитическом отделе ГРУ по американской оккупационной зоне в Западном Берлине. Капитан Разведуправления Штаба ГСВГ.
В Германии был арестован, попал во внутреннюю тюрьму МГБ во Львове,но через несколько месяцев был освобожден.
По решению Военной прокуратуры срок пребывания в тюрьме зачтен в офицерский стаж.

Комиссован как инвалид войны II группы.
Вернувшись в Москву экстерном сдал экзамены за курс средней школы и поступил в МГУ.

Тогда же начал писать. В 1957 году впервые была опубликована его повесть «Иван», которую в 1962 году экранизировал Андрей Тарковский, назвав фильм «Иваново детство».

-7

И повесть и фильм получили мировое признание. При жизни автора «Иван» был переиздан 219 раз на 40 языках.

Также Богомолов стал автором серии рассказов - «Первая любовь» (1958), «Сердца моего боль», «Кладбище под Белостоком» (1965), «Зося» (1963).

Но конечно главный успех и славу автору принес роман а «В августе сорок четвёртого» («Момент истины», 1973)

-8

Только в СССР Роман переиздавался более 130 раз и был экранизирован в 2000 году.

-9

Владимир Богомолов всю жизнь был чужд официальному признанию, и не участвовал ни в каких общественных организаций. Он, например, категорически отказался вступать в союз писателей.

В 2001 году награждён премией «Новой газеты» им. А. Синявского «За достойное творческое поведение в литературе», от вручения отказался.

В том же 2001 году Богомолову присуждена премия имени разведчика Николая Кузнецова, от денежного содержания премии в размере 3 тыс. долл. он отказался.

В 2003 году награждён дипломом и медалью ЮНЕСКО «За выдающийся вклад в мировую литературу» за «гуманизацию жестокого военного ремесла».

Владимир Богомолов умер 30 декабря 2003 года от онкологического заболевания. Похоронен на Ваганьковском кладбище (участок 25 за колумбарием).

-10

Эфрос Анатолий Васильевич (1925-1987)

-11

Выдающийся советский театральный режиссёр, педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР.

Родился 3 июля 1925 года в Харькове в семье служащих авиационного завода. В годы Великой Отечественной войны, в эвакуации в Перми, работал слесарем на том же заводе.
В 1943 году поступил в актёрскую студию Ю. А. Завадского при Театре им. Моссовета, эвакуированного в Пермь.
В 1944 году поступил на режиссёрский факультет ГИТИСа, который окончил в 1950 году.
Первой самостоятельной постановкой стал спектакль «Прага остаётся моей» в Центральном доме культуры железнодорожников в 1951 году.

В 1951—1953 годах Анатолий Эфрос набирался опыта в Рязанском драматическом театре. В 1954 году он был направлен в качестве режиссёра-постановщика в Центральный детский театр.
В ЦДТ Эфрос ставил почти всё, что писал в те годы Виктор Розов, и эти спектакли стали событиями в театральной жизни Москвы.
В Центральном детском начинали свою карьеру Олег Ефремов и приглашённые Эфросом молодые актёры Олег Табаков и Лев Дуров, и можно сказать, что именно здесь начинался «Современник».

В 1963 году Эфросу предложили возглавить Московский театр им. Ленинского комсомола, переживавший не лучшие времена.
За короткий срок, режиссёру удалось возродить и этот театр.
Эфрос и здесь ставил В. Розова, в котором нашёл своего драматурга, а также А. Арбузова и Э. Радзинского.
Здесь Эфрос впервые соприкоснулся с классикой, поставив в 1966 году «Чайку» А. Чехова, и этот спектакль оказался не менее актуальными.

В том же 1967 году Эфрос был назначен режиссёром Театра на Малой Бронной.
За 17 лет работы он создал ряд спектаклей, ставших классикой советского театра, в их числе «Три сестры» Чехова, «Ромео и Джульетта» и «Отелло» Шекспира, «Месяц в деревне» И. Тургенева, «Женитьба» Н. Гоголя, «Дон Жуан» Мольера, в котором заглавную роль в очередь исполняли Михаил Козаков и Николай Волков, и это были два разных спектакля.

Проблемы в Театре на Малой Бронной у Эфроса начались в 1979 году со спектакля «Дорога» по поэме Н. Гоголя «Мёртвые души», в котором режиссёр попытался представить «всего Гоголя».
Спектакль, однако, не получился.
Театр начало лихорадить. В 1984 году вспыхнул конфликт, в результате которого режиссёр был вынужден уйти.

В том же 1984 году Юрий Любимов находясь в заграничной командировке, бросил открытый вызов Министерству культуры СССР высказав все что думает о нем в интервью корреспонденту газеты «Таймс».
В итоге Юрий Петрович Любимов был лишён советского гражданства, а на место главного режиссера Таганки был назначен Эфрос.

Трупа его не приняла. Фактически вся история Таганки тех лет это история противостояния Эфроса и актеров.
Бо́льшая часть труппы бойкотировала нового художественного руководителя. Несколько известных актёров даже демонстративно покинули Театр на Таганке, в том числе Леонид Филатов и Вениамин Смехов, перешедшие в «Современник».
Всю эту неприятную историю Леонид Филатов позже отразил в своём фильме «Сукины дети».

В 1985 году произошла смена руководства страны, сделавшая возможным возвращение Любимова. Эфрос должен был уйти и он ушёл, предварительно подписав коллективное письмо актёров «Таганки» в поддержку возвращения Любимова.

13 января 1987 года Анатолий Васильевич Эфрос скоропостижно скончался от инфаркта.
Похоронен на Кунцевском кладбище. В 2003 году вместе с ним упокоилась супруга, известнейший театральный критик, театровед Крымова Наталья Анатольевна.

-12

На этом мои уважаемые читатели позвольте сегодня прерваться. всего вам доброго и до скорой встречи.