Пятницкий Митрофан Ефимович (1864 -1927)
Знаменитый русский музыкант, исполнитель и собиратель русских народных песен. Основатель и первый художественный руководитель русского народного хора, получившего впоследствии его имя.
Родился ровно 160 лет назад 21 июня (3 июля) 1864 года в селе Александровка Воронежской губернии, в многодетной семье дьячка местной церкви, который был к тому же прекрасным певчим. Под влиянием отца Митрофан с детства увлекался пением и даже мечтал о профессиональной оперной сцене. Однако родители решили сделать из него лицо духовного звания и после окончания церковно-приходской школы в 1876 году отправили сына в Воронежскую семинарию. Однако, учеба не задалась и после того как у мальчика случился нервный срыв, он вернулся домой.
Подлечившись, Пятницкий вернулся в Воронеж, где устроился писарем в контрольной палате, а затем окончив курсы бухгалтеров стал работать по новой специальности. Однако любовь к пению не оставляла юношу и он продолжал собирать народные песни, и сам брал уроки пения у музыкального педагога Л.М. Образцова.
Весной 1896 года он был принят в Московскую консерваторию, но личная трагедия (накануне свадьбы его оставила невеста) вновь привели молодого человека в клинику для душевно больных.
Лечение помогло, и через два года Пятницкий был выписан из Московской клиники, но тут же поступил в неё на работу делопроизводителем. Параллельно с работой он продолжил и свои занятия музыкой, не оставляя идеи стать профессиональным певцом, и даже сумел познакомиться, а затем и подружиться с Шаляпиным, который его очень поддерживал.
Продолжал Пятницкий и свою работу по сбору песен. Он много путешествовал по деревням, главным образом Воронежской губернии и всюду возил с собой фонограф. Сохранилось более 400 записей русских народных песен которые исполняли простые крестьяне. Кроме того он собирал русские народные музыкальные инструменты и костюмы.
В итоге, эта увлеченность народным музыкальным творчеством приводит Пятницкого к созданию ансамбля народной песни.
В 1911 году хор под руководством Митрофана Ефимовича впервые выступил в Москве в зале Благородного собрания, привлек внимание многих деятелей культуры и имел огромный успех. В 1912 годы прошли триумфальные гастроли коллектива по всей России. Хор Пятницкого стал своеобразной альтернативой культивировавшийся тогда многочисленным цыганским хорам, выступавшим главным образом в трактирах и ресторанах.
После начала Первой Мировой войны, хор практически прекратил свое существование, поскольку многие музыканты и певцы были призваны в армию.
Полностью собрать и восстановить хор как исполнительский коллектив Митрофану Ефимовичу удалось лишь в 1919 году. Коллектив продолжал активно выступать, а сам Пятницкий, кроме обязанностей художественного руководителя активно начал заниматься преподавательской деятельностью. Причем он не только обучал новых артистов своего хора, но и преподавал в Третьей студии МХАТ. В 1925 году ему было присвоено звание Заслуженного артиста Республики.
Скончался Митрофан Ефимович Пятницкий 21 января 1927 года. Похоронен на втором участке Новодевичьего кладбища.
Его детище, возникшее более 100 лет назад, существует и сегодня. В советское время Хор имени Пятницкого гастролировал по всему миру, и из него вышло много замечательных солистов. В частности именно в Хоре имени Пятницкого начинала свой творческий путь незабываемая Людмила Зыкина.
Богомолов Владимир Осипович (1924-2003)
Советский и российский писатель, сценарист. Автор романа «Момент истины» («В августе сорок четвёртого»). Фамилия при рождении Войтинский.
Родился 3 июля 1924 года в деревне Кирилловка Московской губернии.
До 1948 года носил фамилию Войтинский, затем до 1953 года носил фамилию Богомолец, далее стал Богомоловым.
В 1938 году окончил семь классов Московской средней школы № 71 уехал на заработки в Крым.
В мае 1941 года вернулся в Москву. Сразу же после начала Великой Отечественной войны пошёл записываться добровольцем.
Был зачислен в Московский противопожарный полк МПВО в Филях, а затем был направлен в полковую школу младших командиров одной из воздушно-десантных бригад.
В конце октября-ноябре 1941 года попал на Калининский фронт под Москвой.
В апреле 1942 года был тяжело ранен.
22 июня 1943 года был направлен старшим команды в Ижевск Удмуртской АССР, в эвакуированное туда Ленинградское Краснознамённое артиллерийско-техническое училище (ЛКАТУ).
С конца 1943 года в войсковой разведке. Форсировал Днепр. Участвовал в Кировоградской наступательной операции. 12 января 1944 года вторично ранен, лежал в госпитале. 8 февраля 1944 года Армавирским ВПП направлен в 15-й ЗСП (15 запасная стрелковая дивизия) в город Сталинград. В 15-м ЗСП присвоено звание старшина. Далее проходил переведён в 8-й гвардейский механизированный Прикарпатско-Берлинский Краснознаменный ордена Суворова корпус. Участвовал в освобождении Белоруссии, в частности, города Гродно, в составе 95-й СД 3-го формирования. После освобождения Минска до сентября 1944 года в подчинении Разведуправления / Управления Контрразведки Штаба 3-го Белорусского фронта и соединениях 2-го Белорусских фронтов. Награждён Орденом Отечественной войны I степени за бои июня-июля 1944 года по освобождению Белоруссии. В сентябре 1944 года переходит из войсковой разведки в органы военной контрразведки, Главное управление контрразведки «Смерш» Наркомата Обороны СССР. Форсировал Вислу. Участвовал в освобождении Польши, в боевых действиях в Восточной Пруссии и Германии.
С августа 1945 года переведен на Дальний восток.
Служил в Манчжурии, на Чукотке, затем направлен на Камчатку где служил в отделе по борьбе с бандитизмом.
С начала 50-х годов служил в аналитическом отделе ГРУ по американской оккупационной зоне в Западном Берлине. Капитан Разведуправления Штаба ГСВГ.
В Германии был арестован, попал во внутреннюю тюрьму МГБ во Львове,но через несколько месяцев был освобожден.
По решению Военной прокуратуры срок пребывания в тюрьме зачтен в офицерский стаж.
Комиссован как инвалид войны II группы.
Вернувшись в Москву экстерном сдал экзамены за курс средней школы и поступил в МГУ.
Тогда же начал писать. В 1957 году впервые была опубликована его повесть «Иван», которую в 1962 году экранизировал Андрей Тарковский, назвав фильм «Иваново детство».
И повесть и фильм получили мировое признание. При жизни автора «Иван» был переиздан 219 раз на 40 языках.
Также Богомолов стал автором серии рассказов - «Первая любовь» (1958), «Сердца моего боль», «Кладбище под Белостоком» (1965), «Зося» (1963).
Но конечно главный успех и славу автору принес роман а «В августе сорок четвёртого» («Момент истины», 1973)
Только в СССР Роман переиздавался более 130 раз и был экранизирован в 2000 году.
Владимир Богомолов всю жизнь был чужд официальному признанию, и не участвовал ни в каких общественных организаций. Он, например, категорически отказался вступать в союз писателей.
В 2001 году награждён премией «Новой газеты» им. А. Синявского «За достойное творческое поведение в литературе», от вручения отказался.
В том же 2001 году Богомолову присуждена премия имени разведчика Николая Кузнецова, от денежного содержания премии в размере 3 тыс. долл. он отказался.
В 2003 году награждён дипломом и медалью ЮНЕСКО «За выдающийся вклад в мировую литературу» за «гуманизацию жестокого военного ремесла».
Владимир Богомолов умер 30 декабря 2003 года от онкологического заболевания. Похоронен на Ваганьковском кладбище (участок 25 за колумбарием).
Эфрос Анатолий Васильевич (1925-1987)
Выдающийся советский театральный режиссёр, педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР.
Родился 3 июля 1925 года в Харькове в семье служащих авиационного завода. В годы Великой Отечественной войны, в эвакуации в Перми, работал слесарем на том же заводе.
В 1943 году поступил в актёрскую студию Ю. А. Завадского при Театре им. Моссовета, эвакуированного в Пермь.
В 1944 году поступил на режиссёрский факультет ГИТИСа, который окончил в 1950 году.
Первой самостоятельной постановкой стал спектакль «Прага остаётся моей» в Центральном доме культуры железнодорожников в 1951 году.
В 1951—1953 годах Анатолий Эфрос набирался опыта в Рязанском драматическом театре. В 1954 году он был направлен в качестве режиссёра-постановщика в Центральный детский театр.
В ЦДТ Эфрос ставил почти всё, что писал в те годы Виктор Розов, и эти спектакли стали событиями в театральной жизни Москвы.
В Центральном детском начинали свою карьеру Олег Ефремов и приглашённые Эфросом молодые актёры Олег Табаков и Лев Дуров, и можно сказать, что именно здесь начинался «Современник».
В 1963 году Эфросу предложили возглавить Московский театр им. Ленинского комсомола, переживавший не лучшие времена.
За короткий срок, режиссёру удалось возродить и этот театр.
Эфрос и здесь ставил В. Розова, в котором нашёл своего драматурга, а также А. Арбузова и Э. Радзинского.
Здесь Эфрос впервые соприкоснулся с классикой, поставив в 1966 году «Чайку» А. Чехова, и этот спектакль оказался не менее актуальными.
В том же 1967 году Эфрос был назначен режиссёром Театра на Малой Бронной.
За 17 лет работы он создал ряд спектаклей, ставших классикой советского театра, в их числе «Три сестры» Чехова, «Ромео и Джульетта» и «Отелло» Шекспира, «Месяц в деревне» И. Тургенева, «Женитьба» Н. Гоголя, «Дон Жуан» Мольера, в котором заглавную роль в очередь исполняли Михаил Козаков и Николай Волков, и это были два разных спектакля.
Проблемы в Театре на Малой Бронной у Эфроса начались в 1979 году со спектакля «Дорога» по поэме Н. Гоголя «Мёртвые души», в котором режиссёр попытался представить «всего Гоголя».
Спектакль, однако, не получился.
Театр начало лихорадить. В 1984 году вспыхнул конфликт, в результате которого режиссёр был вынужден уйти.
В том же 1984 году Юрий Любимов находясь в заграничной командировке, бросил открытый вызов Министерству культуры СССР высказав все что думает о нем в интервью корреспонденту газеты «Таймс».
В итоге Юрий Петрович Любимов был лишён советского гражданства, а на место главного режиссера Таганки был назначен Эфрос.
Трупа его не приняла. Фактически вся история Таганки тех лет это история противостояния Эфроса и актеров.
Бо́льшая часть труппы бойкотировала нового художественного руководителя. Несколько известных актёров даже демонстративно покинули Театр на Таганке, в том числе Леонид Филатов и Вениамин Смехов, перешедшие в «Современник».
Всю эту неприятную историю Леонид Филатов позже отразил в своём фильме «Сукины дети».
В 1985 году произошла смена руководства страны, сделавшая возможным возвращение Любимова. Эфрос должен был уйти и он ушёл, предварительно подписав коллективное письмо актёров «Таганки» в поддержку возвращения Любимова.
13 января 1987 года Анатолий Васильевич Эфрос скоропостижно скончался от инфаркта.
Похоронен на Кунцевском кладбище. В 2003 году вместе с ним упокоилась супруга, известнейший театральный критик, театровед Крымова Наталья Анатольевна.
На этом мои уважаемые читатели позвольте сегодня прерваться. всего вам доброго и до скорой встречи.