Disclaimer: все нижеизложенное ни в коей мере не является руководством к действию, образцом для подражания и советами, как делать правильно. Более того, я сам зачастую поступаю так, как не стоило бы и как не посоветовал бы никому. Я далек от того, чтобы заявлять свое мнение как истинно верное и достойное того, чтобы к нему прислушиваться. Поэтому в данных заметках я просто пишу о том, что и как делал я, по возможности комментируя свои действия: нужно ли было именно так поступать. При этом я позволю себе писать "с чистого листа", без поправок на возможный жизненный опыт и профессиональный опыт читателей — т.е., местами это может выглядеть как чересчур очевидные очевидности и инструкции "для полных идиотов". Надеюсь, ни у кого из-за возможно менторского тона не сложится ошибочного мнения, что я претендую на роль гуру :) Это всего лишь описание личного опыта, не более того.
Министерство здравоохранения Дзена предупреждает: не вдумчивое чтение нижеследующего текста и принятие его на веру "как есть" способно нанести ущерб Вашему бюджету. Вас предупреждали.
Собственно, давайте начнем с главного вопроса: кому и зачем это нужно — ехать покупать машину (особенно подержанную) в другой город (хоть Москва, хоть Санкт-Петербург, хоть Владивосток — неважно).
Если Вы хотите просто сэкономить, потому что в некоем абстрактном М машины "в целом" дешевле, а выбор богаче — то это неправильный подход.
Если Вы хотите найти какую-то конкретную модель, комплектацию или просто некую машину, подходящую под какие-то определенные Ваши запросы (например, "под проект") — это уже более верные рассуждения.
Если Вам вдруг стало скучно и Вы хотите развеяться, параллельно решив квартирный транспортный вопрос — это определенно Ваш вариант.
В любом случае, для успешного исхода Вашей авантюры Вы должны четко понимать, что нужно запастись чертовым количеством терпения (и времени), поскольку найти хорошую машину — это, во многом, результат труда, помноженного на везение, и чем больше город, в котором намерены искать (в дальнейшем буду просто писать конкретно о Москве — поскольку я езжу преимущественно туда, а Вы уж, при необходимости, переносите, с поправками, на нужную Вам географию), тем больше нужно труда и везения. И если при таком раскладе запасов терпения Вам не хватит, Вы рискуете купить какой-нибудь лютый ушат, "темную" машину с сомнительными документами и прошлым, либо сурово переплатить. А терпение может заканчиваться вместе со свободным временем, отведенным на поездку, "командировочными", выделенными на проживание-питание-проезд, и обратно пропорционально количеству просмотренных заведомо бесперспективных вариантов.
Поэтому не пускайтесь в такую авантюру в условиях жесткого дефицита времени, не имея про запас хотя бы 5 дней: шансов, что Вам свезет, и в первые же день-два Вы найдете что-то стоящее, не так много — особенно, если искать не в трейд-ин у официальных дилеров (где изначально более-менее прозрачные и вменяемые условия выбора, плюс отсутствие необходимости ехать из-за одной машины в один конец города, а после, ради другой — в противоположный), а по частным объявлениям на сайтах.
Но если Вы, как и я раньше, думаете, что есть какие-то чудесные способы минимизировать количество таких вариантов и упростить поиски, то я скажу Вам так: и да, и нет. С одной стороны, не нужно пытаться объять необъятное и впихнуть невпихуемое, задавая в поиске слишком широкие неопределенные параметры: например, все иномарки с двигателем от 1,4 л и мощностью до 150 л.с., не битые (ага, ну да!), от 2010 до 2015 г и ценой от 500 до 999 т.р. — да еще и с учетом предложений по области. В такой лавине выдачи придется долго искать что-то стоящее.
То есть, лучше искать по более-менее конкретным характеристикам (тип кузова, привода, коробки передач) и, желательно, не более, чем 3-5 моделям за раз (впрочем, в другую крайность вдаваться тоже не стоит, выделяя лишь определенные цвета или комплектации — если Вы не гонитесь именно за чем-то определенным).
А поездки за сладкими вариантами в область, на 30-50 км и более за пределы МКАД — это вообще отдельная тема для разговора. И если у Вас нет реально очень весомых поводов и сколько-нибудь значимого опыта для этого, то лучше забудьте про это совсем, каким бы интересным ни представлялся Вам этот экземпляр.
В то же время, опыт (и мой, и "состоявшихся", опытных перекупов, и подборщиков) показывает, что увеличение бюджета покупки не дает пропорционального прироста количества годных вариантов: т.е., что до 500 т.р. Вам будет попадаться много никуда не годных ведер (которым, однако, за эти деньги что-то можно простить и на отдельные "нюансы" закрыть глаза), что за 500-700 т.р. Вам также не начнут сразу попадаться гораздо более годные варианты (а вот идти на компромисс и прощать разнообразные огрехи за эту цену уже не так просто), что за 800-1000 и более. Просто почитайте блоги автоподборщиков на Драйве — какие они, машины в подборе за 500 т.р., миллион и больше: в любой ценовой категории отыскиваются такие жутенькие кадаврики, что оторопь берет. Тем не менее, выбирать среди более дорогих и свежих авто удобнее и приятнее, хотя и не проще, т.к. нюансов уже больше.
Однако, есть все же способ минимизировать хотя бы потери времени на разъезды и осмотры заведомо совсем уж негодных вариантов: тех, у которых есть залоги, ограничения, 8 владельцев вместо заявленных 2, ДТП в истории "не крашеного, не битого" авто, пробег 300000 км вместо указанных 120000 км, десяток объявлений, поданных с того же номера за последние 2 месяца, и т.д. Я говорю о сервисах проверки истории авто — Автотека, Автокод, AVInfoBot и другие. Все они платные, но, поверьте, оно того стоит и это небольшое вложение отобьется даже если Вы проверите им всего одно авто, которое внезапно окажется "тем самым". Даже если по каким-то причинам Вы не готовы платить за отчет, то, как минимум, есть смысл запросить у продавца VIN-код автомобиля и проверить его хотя бы на сайте ГИБДД (это в любом случае нужно сделать перед оформлением сделки — даже если Вы поехали наобум и внезапно нашли, вроде бы, приличное авто).
Казалось бы — пользуясь таким инструментом, логично заранее (до отъезда в город назначения) отобрать наиболее интересные объявления, "пробить" по ним через бот всю информацию, созвониться с продавцом (и это очень важный момент, т.к. зачастую номера, указанные в объявлениях, оказываются недоступными или по ним никто не отвечает — разумеется, такие сюрпризы Вам совсем не нужны уже по прибытию на место: лучше отсеять такие варианты сразу), постараться разузнать у него побольше "инсайдерской" инфы про машину, которую по каким-то причинам не указали в объявлении, и договориться хотя бы примерно по времени и месту встречи (а то запросто может оказаться по приезду в другой город, что один продавец в командировке, второй в запое, третий на даче, четвертому на выходные машина еще нужна и он готов ее продать только через несколько дней, и т.д.).
Однако стоит иметь в виду, что все эти "заранние" приготовления все равно могут оказаться напрасными и, приехав в другой город и созвонившись с продавцом, Вы внезапно узнаете, что машина уже продана (причем, такая новость может свалиться Вам на голову уже практически на подходе к машине, хотя еще полчаса назад продавец был готов к встрече и ждал Вас — подобных случаев в моей практике более, чем достаточно).
Все это я пишу для того, чтобы донести основную мысль: поездка такого рода — заведомо лотерея и квест с кучей переменных, а как они в итоге сойдутся — в Вашу пользу или нет — известно только автомобильному богу, которому молились Торетто и компания в Форсаже. Как я и написал выше, на некоторые условия мы можем повлиять, фильтруя список вариантов, работая с информацией и продавцом. Но степень неопределенности в целом все же весьма высока, и обстоятельства могут меняться мгновенно с непредсказуемым результатом: к примеру, только что Вы собирались смотреть по предварительной договоренности машину в Новопеределкино, добрались на метро, и тут выясняется, что машина уже продана, или телефон недоступен/не отвечает в течение 5 минут на 20 звонков, или продавец куда-то срочно выехал по работе в Люберцы — и Вы становитесь перед нелегким выбором: сидеть и ждать "у моря погоды", пока продавец объявится, или ехать смотреть еще варианты — на север в Химки, на северо-восток в Мытищи, или на юго-восток в Выхино.
Интересно, что некоторые локации с вероятностью 95% указывают на объявления от различных сомнительных "недоавтосалонов" и комиссионных стоянок перекупов: определенные адреса (например, Тюменский проезд, 5 у метро Бульвар Рокоссовского) уже порядком примелькались в объявлениях, а такие направления, как Новокосино, Выхино, Жулебино, Котельники, Юго-Западная - просто "рассадник" перекупов. Конечно, вовсе не обязательно, что, поехав в перечисленных направлениях, непременно попадете на перекупов, но вероятность такого исхода высока.
Разумеется, от такого поворота сюжета возникает вопрос: как "фильтровать" направления, по которым лучше не ездить? Ну, во-первых, это приходит с опытом: личный опыт усваивается лучше всего, главное — не переплатить за него. Для этого нужно постоянное "погружение" в тему — с наскоку, разумеется, "чуйке" на подобные злачные места взяться неоткуда. А во-вторых, подобную инфу можно найти в Интернете — например, вот:
Москва, адреса подозрительных стоянок: Как не стать жертвой мошенников в Москве.
Изучите такие адреса, соотнесите с картой Москвы и схемой метро, чтобы в дальнейшем, при просмотре очередного объявления, по совокупности различных подозрительных нюансов, перед Вами складывалась более-менее реальная картинка, мотивирующая или отталкивающая от этого варианта. И да, заранее гуглите и читайте как можно больше открытых источников, статей и обсуждений подобного рода на тему покупки авто в Москве (или в Питере, или куда Вы соберетесь).
На самом деле, если целью стоит собственно покупка авто, а не именно самостоятельная покупка, то очень разумным вариантом, в отсутствие опыта, представляется обращение к услугам проверенных автоподборщиков (не буду рекламировать кого-то конкретно, но при необходимости по запросу в комментариях могу дать контакты) — я сам несколько раз, находясь дома в Краснодаре, пользовался их услугами для осмотра интересующего авто в Москве. И это не какая-то "цеховая солидарность" или что-то вроде того, а просто верный и самый простой способ избежать всех тех головняков, которые неизбежны при самостоятельном поиске — хотя, конечно, он будет стоить денег.
Если же Вы твердо намерены заниматься поисками самостоятельно — по крайней мере, не спешите, не спешите и… еще раз не спешите с выбором и решением о покупке. Как не устают нам повторять автоподборщики в своих публикациях, любое, сколько-нибудь серьезное сомнение в конкретном автомобиле лучше трактовать в пользу отказа от этого варианта. Возможно, Вы будете потом кусать локти, что не купили его, не зная при этом наверняка, что убереглись от гораздо больших неприятностей.
Пожалуй, внесу Вам еще больше сумятицы и подкину взаимоисключающих параграфов :) Помните, что, обдумывая вариант слишком долго, Вы рискуете упустить действительно хороший, годный экземпляр. В каких случаях это справедливо? Когда машина на самом деле не имеет каких-то действительно весомых изъянов, а Вы зацепились за малозначительный пустяк, вроде царапины на бампере, или не можете договориться по цене на какие-нибудь не очень весомые, на фоне общей стоимости авто, деньги — вроде 10-20 т.р. с 400-500 т.р., или считаете, что на соседней станции/ветке/в противоположном конце города видели экземпляр получше. Ждать Вас не будет ни тот, ни другой вариант, если они действительно хороши: "за двумя зайцами погонишься — от обоих по морде получишь". Поэтому, не стоит очень уж затягивать с обдумыванием, если видите перед собой хорошую машину — действительно хорошие надолго в продаже не задерживаются.
Как еще подготовиться к поездке? Первое, я уже написал — это основательная теоретическая подготовка и максимальная "накачка" информацией по этой теме. Даже если Вы 10 лет посвятили работе в автосервисе: Москва, по свидетельствам очевидцев, и не таких обламывала (можно хорошо разбираться в технической части, но купить машину с юридическими проблемами). Второе — это, собственно, материально-техническая база. На этот счет будет отдельная публикация, т.к. там тоже можно немало написать, а читать много букв без картинок мало кому интересно :)
www.nedoperekup.ru
ВК: vk.com/nedoperekup
100грамм: www.instagram.com/nedoperekup/
#недоперекуп #недоперекуп23