Найти тему
Московская газета

Финансовые аналитики объяснили «китайский феномен» на российском авторынке

   Финансовые аналитики объяснили «китайский феномен» на российском авторынке
Финансовые аналитики объяснили «китайский феномен» на российском авторынке

Лидерство России по закупкам китайских автомобилей обусловлено уникальным сочетанием экономических, рыночных и геополитических факторов. Китайские бренды сумели быстро и эффективно воспользоваться освободившейся нишей. В то же время на многих других крупных рынках таких благоприятных возможностей для их экспансии пока не сложилось. Об этом сообщил «Московской газете» доктор делового администрирования (MBA/DBA) по юриспруденции и по экономике и управлению Роман Синицын

Россия вышла на первое место в мире по объему закупок экспортных китайских авто. Почему именно наша страна, а например не США или Европа, стали основными клиентами китайского автопрома? Например следом за РФ среди ведущих покупателей китайских машин идут Бразилия и Мексика, то есть не самые развитые страны в мире?

«Российский рынок после ухода мировых автогигантов стал крайне привлекательным для китайских производителей, они оценили размер и видят здесь потенциал для увеличения своих продаж. Россия стала ключевым рынком для китайских автопроизводителей благодаря сочетанию факторов, включая политические и экономические изменения, а также рост качества и конкурентоспособности китайских автомобилей. Кроме того, Россия и Китай имеют долгую историю торговых отношений, и сотрудничество в автомобильной отрасли стало естественным развитием этого партнерства. Разберем более подробно, почему Россия. Санкции и уход западных брендов освободили место китайским маркам, которые смогли занять вакантную нишу и предложить альтернативу. Адаптация к российским условиям: китайские автопроизводители активно адаптируют свои модели к российским условиям. Развитие китайских брендов: китайские автомобили стали более качественными, современными и технологичными. Реклама: китайские автопроизводители интенсивно рекламируют свои продукты на российском рынке. Почему не США и Европа: высокая конкуренция на рынке автомобилей и у китайских брендов меньше шансов нарастить долю рынка, а также доверие к локальным брендам. Качество: китайцы все еще отстают от западных брендов по некоторым показателям. Цены: в США и Европе китайские автомобили не так дешевы, как в России, из-за тарифов, пошлин и дотаций домашним производителям. Что касается Бразилии и Мексики, то здесь действительно большие рынки для автомобилей, которые могут быть привлекательными для китайских производителей из-за своих торговых отношений и спроса на более доступные автомобили. Но в некоторых странах Латинской Америки государство поддерживает местных автопроизводителей, что создает препятствия для импорта китайских автомобилей», — поделился своим мнением с изданием коммерческий директор федеральной транспортной компании «Скиф-Карго» Михаил Коптев.

Аналитики объясняют «китайский феномен» на российском авторынке сочетанием экономических и политических обстоятельств.

«Российский рынок стал крупнейшим для китайских автомобилей. Факторы, повлиявшие на это, можно разделить на несколько ключевых аспектов: рыночные, экономические и политические. Экономические санкции со стороны Запада. Из-за экономических санкций и ухода многих западных автомобильных брендов российский потребитель столкнулся с дефицитом машин и запчастей. Китайские производители быстро воспользовались этой возможностью заполнить опустевшую нишу. Как показывает сложившееся практика, китайские автомобили всегда дешевле аналогов из Европы и США, что тоже оказывает положительный эффект при выборе авто, особенно в условиях снижения покупательной способности и экономической нестабильности на глобальном рынке. Средняя стоимость ввозных в РФ китайских автомобилей составляет 19 тыс. долларов: бюджетные и среднеценовые автомобили, ориентированные как раз на средний/рабочий класс.

Поднебесная и Россия в последние годы усиливают и закрепляют экономические связи, в том числе и в автомобильной отрасли. Взаимовыгодные политические и экономические отношения способствуют увеличению торговли между странами. Еще стоит отметить, что китайские производители авто получают финансовую поддержку от правительства, благодаря чему могут быть конкурентоспособными на российском рынке», — сказал «Московской газете» соучредитель международной торговой компании AsianTrade Артур Мусаелян.

Как отметили в пресс-службе ГК «АВТОДОМ», китайский автопром конкурирует с западными и японскими брендами не только на внешнем, но и на внутреннем рынке.

«В июне 2024 года Nissan закрыл новейший завод в Чанжоу, не выдержав конкуренции с местными производителями. Буквально еще зимой 2022 года европейские марки занимали 28% российского рынка легковых авто, корейские — 23%, японские — 18%. К маю 2024 года их доли снизились до 2%, 1,4% и 1,8% соответственно. Уход с российского рынка западных брендов предоставил китайским производителям уникальную возможность, которой они в полной мере воспользовались. Можно отметить рост популярности китайских авто и в западных странах. Так рост доли электромобилей из КНР на рынке Евросоюза с 1% в 2019 до 8% в 2023 привел к появлению протекционистских мер. В июле 2024 года вступят в силу повышенные пошлины на импортируемые из Китая в ЕС электрокары», — сказали в ГК «АВТОДОМ».