Найти в Дзене
Страж Балтики

На крыльях балтийского ветра

Недаром «чёрных беретов» именуют воинами трёх стихий. Они одинаково эффективно действуют на земле, в воздухе и на море. Но ратное мастерство и способность выполнить любую поставленную задачу достигаются в ходе напряжённых тренировок. Воздушное десантирование – этот один из способов введения подразделений морской пехоты в бой. Поэтому морпехи Балтийского флота регулярно отрабатывают это сложное и опасное даже в мирное время упражнение – прыжки с парашютом. На этот раз капризная калининградская погода словно благоволила гвардейцам. В череде дождливых, со шквалистым ветром дней наконец образовалось светлое окно. Чистое, почти безоблачное небо и умеренный тёплый ветер как нельзя лучше подходят для проведения практических занятий по воздушно-десантной подготовке. Тем более, что среди тех, кто в этот день должен был спуститься под белым куполом с небес на землю, были и военнослужащие, которым предстояло совершить свой первый прыжок. По словам офицеров, перед выполнением упражнения важно наст

Недаром «чёрных беретов» именуют воинами трёх стихий. Они одинаково эффективно действуют на земле, в воздухе и на море. Но ратное мастерство и способность выполнить любую поставленную задачу достигаются в ходе напряжённых тренировок.

Воздушное десантирование – этот один из способов введения подразделений морской пехоты в бой. Поэтому морпехи Балтийского флота регулярно отрабатывают это сложное и опасное даже в мирное время упражнение – прыжки с парашютом.

На этот раз капризная калининградская погода словно благоволила гвардейцам. В череде дождливых, со шквалистым ветром дней наконец образовалось светлое окно. Чистое, почти безоблачное небо и умеренный тёплый ветер как нельзя лучше подходят для проведения практических занятий по воздушно-десантной подготовке. Тем более, что среди тех, кто в этот день должен был спуститься под белым куполом с небес на землю, были и военнослужащие, которым предстояло совершить свой первый прыжок.

По словам офицеров, перед выполнением упражнения важно настроить новичков психологически, чтобы они сумели переступить порог страха. Для начала военнослужащих детально знакомят с устройством парашютной системы, приборов и снаряжения парашютиста, особенностями их применения.

Затем воинов обучают укладке парашюта. Небо халатности не прощает. За любой ошибкой – жизнь человека. Ответственность предельно высока. Не случайно каждый морской пехотинец должен лично уложить свой парашют. Как правило, после трёх-четырёх повторений военнослужащий уже способен правильно подготовить парашютную систему к прыжку. Действия личного состава обязательно контролирует командир подразделения. Он подмечает ошибки подчинённых, помогает им правильно выполнять все операции. На завершающем этапе перед выполнением прыжков процесс контролируют заместитель командира роты по воздушно-десантной подготовке и вышестоящие должностные лица батальона.

-2

Параллельно с освоением матчасти гвардейцы отрабатывают все элементы будущего прыжка. Морских пехотинцев учат пользоваться парашютами, держаться за стропы под облаками и правильно приземляться. Для этого в соединении есть макеты самолёта и вертолёта, стапели подвесных систем, трамплины для отработки действий при приземлении и другие специальные высотные тренажёры. Всё, что предстоит делать в воздухе, десантники раз за разом отрабатывают на земле. Необходимо, чтобы человек на уровне мышечной памяти был готов к действиям даже в критической ситуации.

– Для каждого человека сложности может вызывать любой из этапов выполнения упражнения, – говорит заместитель командира батальона по воздушно-десантной подготовке гвардии капитан Анатолий В. – У меня в активе порядка 100 прыжков, но до сих пор при приземлении испытываю определённое волнение. Именно в этот момент парашютист может получить серьёзную травму. На этапе погрузки в самолёт, на борту воздушного судна, во время спуска – успех и безопасность зависят от тебя самого. Действия отработаны до автоматизма, нужно чётко выполнять, то, что знаешь и умеешь. Однако при приземлении всех нюансов не предусмотреть: под ногами может оказаться камень, скрытая травой яма, другая опасность.

Как уточнил офицер, у некоторых бойцов чувство страха возникает уже в момент посадки в воздушное судно. Но опытные командиры быстро приводят их в чувство. У каждого есть свои, наработанные годами действенные методы. Главное – вернуть подчинённому уверенность и готовность сделать шаг в бездну.

– Я, когда поднимаюсь с матросами в вертолёте, стараюсь подбодрить их словом, – говорит Анатолий. – Рассказываю весёлые истории и обязательно напоминаю ребятам, что нас всех ждут на площадке приземления.

-3

В день выполнения прыжков морские пехотинцы уже с утра прибыли на полигон. Все этапы подготовки рассчитаны по минутам. Тщательно проверена экипировка парашютистов, заполнены необходимые документы. Наступает, пожалуй, самый волнительный для военнослужащих момент посадки в вертолёт.

С начала проведения специальной военной операции подразделения морских пехотинцев Балтийского флота выполняют боевые задачи на самых горячих участках. Немало «чёрных беретов» уже прошли суровыми фронтовыми дрогами. Среди ребят, которым в этот день предстояло выполнить свой первый прыжок с парашютом, оказался участник СВО гвардии Евгений Н. В боевой обстановке ему не раз доводилось смотреть в лицо опасности. В трудную минуту выручали боевые товарищи. Да и сам Евгений в бою действовал смело и уверено. За что был награждён медалью «За отвагу».

Позже военнослужащему предложили перейти в подразделение, где курсом боевой подготовки предусмотрена ВДП. И вот настал момент, когда Евгений со своими сослуживцами должен был совершить первый в жизни прыжок с парашютом. Казалось бы, закалённого в боях воина трудно чем-то испугать. Но гвардеец честно признался, что буквально за несколько минут до посадки в вертолёт слегка задрожали поджилки. Там, на СВО, перед ним находился враг, и в основном было понятно, что от него ожидать. Здесь же бескрайнее голубое небо и пугающая неизвестностью высота впервые заставили сильно разволноваться.

-4

– Конечно, некоторое чувство страха присутствует, особенно когда представляю, как буду покидать вертолёт, – поделился Евгений. – Однако желание ощутить чувство полёта под белым куполом гораздо сильней. Тем более рядом находятся товарищи по подразделению и наш командир.

Гвардии старший матрос Иван П. совершал уже восьмой прыжок. Морской пехотинец говорит, что для него наиболее волнительны мгновения, когда ждёшь раскрытия купола над головой. Как почувствуешь натяжение строп, тревога уходит прочь – дальше уже любуешься землёй с высоты птичьего полёта. Пейзаж, действительно, завораживает: прозрачный купол небесной синевы на горизонте упирается в сверкающее на солнце море. Его от зелёного ковра полей и лугов отделяет золотая лента песчаного пляжа. Кажется, полёт длится вечность – на деле всего несколько минут. Кстати, о том, что на службе прыгает с парашютом, Иван родителям не сообщал. Не хочет зря волновать. Когда уволюсь – обязательно поделюсь с ними впечатлениями, говорит гвардеец.

Между тем подготовка к выполнению прыжков идёт своим чередом. Первое подразделение морских пехотинцев во главе с выпускающим – старшим корабельной группы командиром роты гвардии старшим лейтенантом Денисом В., выдвигается в район вертолётной площадки. Туда только что приземлился транспортный Ми-8 морской авиации Балтийского флота. Потоки тёплого воздуха прижимают к земле высокую и густую траву. Морпехи поднимаются на борт, и боевая машина плавно набирает высоту. Лица бойцов сосредоточены. Пожалуй, каждый старается унять волнение. Лучший способ для этого – думать о чём-то своём, личном. Гвардии старший лейтенант Денис В. в это время проверяет надёжность крепления каждого карабина к тросу принудительного раскрытия парашютов – всё в порядке! Стрелка высотомера подходит к отметке 800 метров, загорается сигнальная лампа. Морские пехотинцы встают, подходят к открытой рампе грузовой кабины вертолёта. Внизу – бездна, в которую десантникам предстоит сделать уверенный шаг.

Звучит команда – пошёл! Для надёжности она сопровождается командирским хлопком по плечу или ранцу парашюта. Первыми прыгают те, кто потяжелее, чтобы во время спуска на землю не настичь своих более лёгких товарищей. Через мгновенье десяток куполов плавно парит в небесной синеве. Вскоре над полигоном зазвучали доклады: «Парашютная система работала исправно…». Значит, с задачей гвардейцы справились успешно. Снова ищу в зоне приземления тех, кто прыгал впервые. Парни с трудом переводят дух, но охотно делятся переполняющими их впечатлениями.

-5

– Старался всё делать, как учили командиры, – говорит один из матросов. – Шаг за борт вертолёта – и сразу накрыла волна адреналина. Я где-то раза три кувыркнулся, прежде чем раскрылся парашют. Стабилизировался и стал спускаться вниз. Даже успел полюбоваться красивым пейзажем. Уже у поверхности сгруппировался, ноги правильно сложил и мягко приземлился.

Гвардии старший матрос Илья Р. с интересом ждал первого прыжка. Но волнения почти не испытывал – был уверен в себе. Говорит, что эмоции словами не передать, впечатления превзошли все ожидания.

– Ребята – молодцы! – одобрительно кивает гвардии старший лейтенант Денис В. Он тоже прыгал вместе со своими подчинёнными. – Подготовились основательно. А главное – в глазах у каждого огонь! Я вижу, что бойцов тянет в небо, они хотят прыгать!

В активе самого офицера более 70 прыжков и большой опыт в подготовке парашютистов. Конечно, зоркий глаз командира заметил недостатки в действиях военнослужащих. При дальнейшем «разборе полётов» помогут и данные средств объективного контроля.

-6

– Есть ошибки при отделении от рампы вертолёта и при приземлении, – пояснил командир роты. – Но все они незначительны.

Над устранением недостатков командир и его подчинённые будут снова работать вместе, чтобы в нужный момент каждый смог выполнить боевую задачу. Девиз морских пехотинцев «Там, где мы – там победа!» к этому обязывает.

Владимир Дашевский, фото автора.

Подпишитесь на канал старейшей флотской газеты "Страж Балтики" - всё самое интересное из жизни моряков дважды Краснознамённого Балтийского флота!