Найти тему
Кино-Театр.Ру

Лучше вы к нам: инопланетяне в новом российском кино

В онлайн прокат выходит самобытный фильм Дмитрия Моисеева «Контакты» — с Ириной Саликовой, Сергеем Гилёвым и инопланетянином Виталиком — родственником знаменитого Алёшеньки. Вспоминаем, какую роль космос — и в особенности пришельцы — играют в российском кино. Первые на Луне (2005) ▶︎ Смотреть онлайн

1938 год. Последователи Константина Циолковского намерены отправить советского человека на Луну — и им удается. Разработка, подготовка и успех задокументированы, но в XXI веке преимущественно утрачены, а следы астронавтов и кандидатов потеряны. В остроумном псевдо-документальном фильме Алексея Федорченко — первой его игровой полнометражной работе — советской мечте удается обойти гравитацию Большого террора. Правда, и следы, и результаты того фантастического запуска растворяются в истории, а заканчивается повествование в духе конспирологических репортажей (уже постсоветской) эпохи. Инопланетян здесь нет, но стремление к невозможному — собрать на коленке челнок, отправиться на другую планету, реализовать альтернативный исторический сюжет — важная часть научной фантазии (sic!), где бюджет не подменяет изобретательное рукоделие. Контакты (2024)

-2

Над городами по всей планете возникли космические корабли, напоминающие воздушные шары из проржавевшей стали. Человечество долго пыталось вступить в контакт, но в итоге бросило эту затею, лишь изолировав странных гуманоидов от шаттлов — чтобы не оказывали инопланетного воздействия. В небольшом российском городке на «Виталиках», как их прозвали, продолжают ставить опыты. Точнее, добывать якобы целебное вещество, которое те выделяют, или зарабатывать на фото с диковинкой. В общем, с паршивого пришельца — хоть прака ампулу. Вдохновившись сюжетом о кыштымском карлике, в полнометражном дебюте Дмитрий Моисеев стремится к изображению убедительного пребывания инопланетян в России. Дрожащая камера и реалистичные диалоги, разруха НИИЦ и хтонь небольших городков, псевдо-документальные вставки из телерепортажей и фильмов Свердловской киностудии, а также образ пришельца в архитектуре и, например, детских утренниках. Сквозной сюжет — о медсестре Нине (Ирина Саликова), мечтающей добыть прак, чтобы излечить смертельно больного отца-поэта (Алексей Ярмилко), — высвечивает высокую концентрацию безнадеги и нелюбви, скопившихся на пограничье неслучившегося прорыва. Человеку — нужен человек, но иногда — пришелец, чья неустроенность и инаковость подчеркнут, насколько поломаны общественные институты и гуманистические установки в тени космической мечты.