Выбор отеля для зарубежного «тюленьего» отдыха — непростая задача. Цены растут, доступные направления сокращаются, качество обслуживания в отелях падает. Описание на сайтах туроператоров зачастую неполное, заявленное далеко не всегда соответствует действительности, а фотографии не дают всей информации. Определившись с основными желаемыми параметрами отелей и воспользовавшись подбором туров на одном из агрегаторов, мы обязательно будем читать отзывы. Так как же определить, каким отзывам стоит доверять, а какие лучше исключить из рассмотрения?
Общий подход к оценке реалистичности рейтинга отеля
Во первых, обращаем внимание на рейтинг, основанный на отзывах (этот параметр можно задать при подборе туров). Чем больше отзывов, тем ближе рейтинг к реальному качеству отеля. Разумеется, отельеры следят за рейтингом своих отелей и даже строят ценовую политику с учетом рейтинга. Можно даже увидеть таблички с рейтингом от крупных площадок бронирования, с гордостью выставляемые на ресепшене. Если вы предполагаете, что часть отзывов - "заказные", то вы совершенно правы. Причем, заказными (фейковыми) могут быть как положительные отзывы, так и отрицательные (например, от конкурентов).
Положительные фейковые отзывы могут писать как русскоговорящие работники отеля (или их родственники), так и реальные постояльцы, которым посулили "плюшки" или даже написали со смартфонов постояльцев сотрудники отеля, например бесплатно предоставив пароль от Wi-Fi.
Итак, сопоставляем рейтинг отеля с его ценой на фоне прямых конкурентов по отзывам на различных сайтах с учетом следующих посылов:
- Отзыв конкретного человека зависит от цены отеля, чем выше заплаченная сумма - тем выше ожидания.
- Не бывает дешевых отелей с высоким реальным качеством. Отели существуют для получения прибыли владельцами, а не для благотворительности.
- Существенно более низкая цена по сравнению со "средней по больнице" означает какие-либо недостатки, скорее всего скрываемые в описании или завуалированные.
- Рейтингу (и отзывам) на площадках прямого бронирования отелей можно доверять больше, чем на сайтах агрегаторов и туроператоров. Например, стоит посмотреть отель на сайте Booking.com - там отзывы могут писать только забронировавшие отель, после реального заселения.
- Не стоит доверять очень длинным отзывам, начинающимся примерно так "Идея поехать в Египет у нас зародилась давно, обратившись в турагентство...", "На посадку в самолет мы приехали на такси почти к самому вылету...." или "Чемоданы мы ждали минут 30, затем нас посадили в микроавтобус...". Люди, не способные четко сформулировать отзыв по отелю, не способны отель адекватно оценить.
Как распознать "фейковые" отзывы
1. Наверное, все знают, что самые "хамоватые" сотрудники отеля могут работать на ресепшн, а самые назойливые - в СПА. Это, как правило, умеющие сносно разговаривать на русском люди, среди которых (как и среди аниматоров) попадается много выходцев из бывших республик СССР.
Отзывы от этих людей распознать легче всего. Часто это единственный отзыв на сайте, аккаунт зарегистрирован на русское имя. Весьма хвалебные и нередко короткие отзывы, в которых может быть приведен незначительный и некритичный минус отеля. Носители русского языка при внимательном чтении такие отзывы распознают как текст от людей, для которых русский не является родным. Например:
Обратите внимание, фейковый отзыв распознается также по несоответствию общей оценки и оценок по категориям. Или вот еще пример:
Тут видна еще одна примета фейкового отзыва: редкий оборот речи применительно к отелю - "Персонал очень добрый". Также характерно часто присутствующее в описаниях турецких отелей перечисление видов анимации, наличия недалеко базара/магазинов и бесплатных услуг. Ну и вишенка на торте: "...очень отличный обожаю его".
2. Насторожить должен и отзыв, в котором перечисляются имена сотрудников, особенно на латинице. А также если много внимания уделяется описанию прелестей процедур СПА с указанием конкретного имени массажиста. Ага, "За пару сеансов поставил мои позвонки на место" - "уши" массажиста видны за версту.
3. Иногда текст написан хорошо знающим язык и орфографию, но русскоговорящий сотрудник может допустить оплошность типа:
Заключение
Отзывы - важный способ понять, подходит ли вам отель. Некоторые отели, особенно высокорейтинговые, уделяют повышенное внимание рейтингу и могут инициировать фейковые отзывы. Я встречал присутствие мимикрирующих под обычных туристов сотрудников отелей в чатах соцсетей и даже наблюдал резкое изменение отрицательного отзыва на отель от одной из туристок на сугубо положительный, при этом велась открытая активная полемика с туристкой. Видимо, чем-то задобрили туристку, чтобы загладить негатив.
Ну и самое главное: наличие большого количества фейковых отзывов не обязательно говорит о том, что отель хуже своего рейтинга. Но стоит все же учитывать эту "особенность" конкурентной борьбы отельеров, чтобы не ошибиться с выбором дорогостоящего места отдыха.