Нарциссизм - это не просто черта характера, а искаженная связь с собственной душой. Метафизически нарцисс "застрял" в иллюзорном мире самовосхваления, отрицая собственное я и свою тень и неспособен к настоящей любви. Его истинное я подобно замку, окруженному высокими стенами, отгороженному от мира, страдающее от одиночества и неудовлетворенности реальности.
Он проклят Афродитой, богиней любви, быть в одиночестве: он обречен на вечную борьбу с недостижимыми идеалами, не видеть истинной красоты мира и оставаться в одиночестве. Ненавидеть и завидовать всем, которые по его мнению, этих идеалов достигли. И, как следствие, психологически защищаться, вначале идеализируя, а потом обесценивая, сливая "в унитаз" этих людей.
Сэм Вакинг, профессор, который провозгласил себя нарциссом, говорит, что мир нарцисса хорошо проиллюстрирован в романе Мастер и Маргарита. Где существуют два мира: один мир - серая, скучная реальность и другой мир - подлунный, наполненный интересными яркими событиями, переплетающимися с библейским мифом.
Луна символична в этом романе. Именно в подлунном, искаженном, невидимом скрытом от реальности, мире, в бессознательном (могущественном) мире снов и фантазий происходит основная жизнь нарциссов. Луна всегда отражает Солнце. То есть показан мир, где нет истинного света, только отраженный. Другой смысл Луны - это трансформация мира, изменение его форм. Отбывший свое наказание - каратель Понтий Пилат, прощен, он уходит в свет по лунной дорожке.
В этом романе хорошо показано расщепление нарциссической личности на добро и зло, на свет и тьму. Ложная самость, которую олицетворяет Воланд, представляет из себя темную мощь. Воланд - это воплощение беспредельного величия, олицетворяет в психике нарциссов идею всемогущества. В реальности нарциссы часто идентифицируют себя как черные колдуны (маги), которые все знают, все умеют, управляют миром, Вселенной. Им важно потребность в отзеркаливании их власти и появляются у них "летучие обезьяны" (термин Сэма Вакинга), люди которые ими восхваляются (их паства), и выполняют за него всю черную работу. В романе это команда Воланда, кот Бегемот, Азазелло, Коровьев и ведьма Гелла.
В то время как Иешуа его истинный Дух, который не принят, казнен и ушедший обратно к истинной Самости. Дух, который формирует связь между Эго и Самостью.
Маргарита - это трансформационная фигура феминности - Души, которая не побоялась оказаться оголённой перед всей нечистью на балу. Ей пришлось стать ведьмой, спутницей черного мага. Но этим она показала Мастеру, что страдание имеет позитивный смысл. Она спасает его из психиатрической больницы.
Так, в реальной жизни у нарциссов есть потребность искать себе ресурсных людей, сливаться с ними и через их ресурс жизни жить самим. Но, к сожалению, жертвы отношений с нарциссами, становятся заколдованными нарциссами - принимают образ ведьмы. Они попадают в их извращенный, перверзный мир. То есть они получают нарциссическую травму, которая их погружает в тот самый подлунный мир фантазий и снов бессознательного.
У нарциссов очень низкая социальная адаптация. У них нет разделения между Персоной и Эго. То есть кто Я на самом деле и то, как я представляю себя обществе. У них нет индивидуальности, они хотят соответствовать невыполнимым требованиям идеалам общества, но это невозможно, это их разрушается и они уходят в депрессию. Поэтому Мастер, не пережив несовершенство мира и удар по своей идеализации, попадает в психиатрическую больницу.
Метафизическое символическое описание нарциссических клинических паттернов дает роману "Мастер и Маргарита" сильную популярность. Нарциссы наиболее сильно любят это произведение, они им захвачены, могут перечитывать или смотреть его по несколько раз в год. Они наделяют его магической силой, так как бессознательно они чуустуют, что для них есть выход из их проклятия. Но, к сожалению, часто их ложная темная самость видит угрозу, и они остаются захвачены образом Воланда.
Но, что что стоит отметить отдельно, людей, которые пострадали от отношений с нарциссами, этот роман пугает.
(с) Лобова Мария Георгиевна,
клинический психолог