3 июля 2024 года в повестку заседаний Госдумы и Совета Федерации включён целый ряд важных законопроектов, касающихся российских водителей.
3 июля 2024 года пройдёт очередное пленарное заседание Госдумы, а также заседание Совета Федерации. Какие законопроекты для водителей рассмотрят депутаты и сенаторы?
Отмена ОСАГО при регистрации в ГИБДД: рассмотрение в Совете Федерации
Осенью прошлого года в первом чтении Госдумы был одобрен большой законопроект с названием "О совершенствовании правового регулирования отношений, возникающих в связи с регистрацией транспортных средств". Основное изменение в данном документе - исключение полиса ОСАГО из перечня обязательных документов, которые нужны при постановке транспортного средства на учет в ГИБДД. Кроме того, этими же поправками предлагается дать возможность продавцу автомобиля прекращать регистрацию транспортного средства в ГИБДД сразу же после продажи, не дожидаясь истечения 10 дней, как сейчас.
18 июня 2024 года поправки были единогласно одобрены во втором чтении Госдумы, 25 июня их одобрили в третьем (окончательном) чтении Госдумы. Сегодня документ рассмотрят в Совете Федерации, после чего положат на подпись Президенту РФ. Согласно финальной версии законопроекта, поправки, в случае подписания, заработают с 1 марта 2025 года. До этой даты планируется ужесточить контроль за наличием полисов ОСАГО у водителей - путём запуска камер на это нарушение или повышения штрафа по статье 12.37 КоАП РФ.
А если Вам нужно купить или продлить полис ОСАГО - сравнить предложения по ценам и выбрать наиболее подходящий вариант можно у меня на сайте.
Обмен данными между МВД и Минздравом: второе чтение
24 апреля 2024 года в Госдуму был внесён законопроект, который предусматривает возможность обмена данными о здоровье граждан между Минздравом и МВД. Речь идёт о гражданах, которые могут быть потенциально опасны для общества:
- алкоголики;
- наркоманы;
- лица с психическими заболеваниями.
В случае принятия поправок, Минздрав будет предоставлять полиции данные, составляющие врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя, в следующих случаях:
- по запросу органов внутренних дел в связи с осуществлением административного надзора за лицом, освобожденным из мест лишения свободы;
- в связи с участием в наблюдении за лицами, больными алкоголизмом и (или) наркоманией и представляющими опасность для окружающих;
- в связи с участием в наблюдении за лицами, страдающими хроническими и затяжными психическими расстройствами с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями, в отношении которых установлено диспансерное наблюдение в связи со склонностью таких лиц к совершению общественно опасных действий;
- в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о совершенных лицами, страдающими хроническими и затяжными психическими расстройствами с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями, в отношении которых установлено диспансерное наблюдение в связи со склонностью таких лиц к совершению общественно опасных действий, преступлениях, административных правонарушениях и о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции.
Как говорится в пояснительной записке, проект федерального закона разработан в целях совершенствования взаимодействия медицинских организаций и органов внутренних дел по обмену информацией о лицах, находящихся на диспансерном наблюдении и склонных к совершению общественно опасных действий, и мероприятий, проводимых органами полиции при получении указанной информации
Передача соответствующих сведений будет осуществляться через систему межведомственного электронного взаимодействия по аналогии с механизмом, который сейчас уже действует в рамках Федерального закона "Об оружии".
Поправки одобрили в первом чтении 28 мая 2024 года. Второе чтение запланировано сегодня, 3 июля 2024 года - вопрос находится в повестке под номером 17. Напомним, ранее в Госдуму также был внесён законопроект, который предусматривает обмен сведениями о здоровье водителей между Минздравом и МВД - он уже одобрен в первом чтении, второго чтения пока не было. Судя по всему, механизм взаимодействия двух ведомств будет точном таким же, как это предусмотрено в данном законопроекте, одобренном 28 мая.
Увеличение лимита выплат по Европротоколу ОСАГО: первое чтение
Ещё один законопроект для водителей, который планируют рассмотреть сегодня депутаты, касается увеличения лимита выплат по ОСАГО при оформлении ДТП по Европротоколу - без вызова сотрудников ГИБДД. Суммы возмещения ущерба по Европротоколу в 2024 году составляют:
- до 400 тыс. руб. – если участники ДТП сделали фотофиксацию повреждений, и у них нет разногласий;
- до 100 тыс. руб. – если у водителей есть разногласия, но оформлена фотофиксация, а также если водители откажутся от фотофиксации повреждений при отсутствии разногласий.
Летом 2023 года в Госдуму внесли законопроект, согласно которому предложено увеличить минимальную выплату по Европротоколу в 2 раза - с нынешних 100 тыс. руб. до 200 тыс. руб. В повестке Госдумы на 3 июля законопроект находится под номером 35.
Государственная регистрация электросамокатов - первое чтение
Также сегодня под номером 70 в первом чтении в очередной раз планируется рассмотреть законопроект о введении государственной регистрации средств индивидуальной мобильности (СИМ). Законопроект был внесён в Госдуму в октябре 2023 года, его рассмотрение неоднократно переносилось.
Бесплатные парковки инвалидам: первое чтение
2 марта 2023 года в Госдуму был внесён законопроект о бесплатной парковке для инвалидов. Суть документа аналогична предыдущему, который ранее уже был отклонён: предлагается разрешить инвалидам занимать бесплатно любые места на платных парковках. Отличие в том, что автомобили инвалидов предлагается внести в перечень транспортных средств, на которые не распространяются требования по платным парковкам. Сейчас в этот перечень входят пожарные машины, автомобили "скорой помощи", Росгвардии и т.д. Первое чтение данных поправок планируется сегодня, законопроект в повестке Госдумы под номером 86.
Квота на электромобили в такси: первое чтение
В сегодняшней повестке Госдумы под номером 90 планируется рассмотрение в первом чтении законопроекта о введении для каждого региона РФ обязательной минимальной квоты на электромобили в такси. Законопроект был внесён в Госдуму 24 августа 2023 года, с целью поддержки российского производства электромобилей. Его рассмотрение неоднократно переносилось.
Смягчение требований к тонировке: первое чтение
3 мая 2024 года года депутат Госдумы от партии ЛДПР Ярослав Нилов внёс в Госдуму законопроект, которым предлагается смягчить требования к тонировке. Законопроектом предлагается снизить требования к светопропусканию передних боковых стёкол автомобиля в 2 раза, с нынешних 70% до 35%.
Правительство РФ, правовое управление Госдумы и профильный комитет Госдумы уже выдали отрицательное заключение на данную инициативу. По мнению профильного комитета ГД, снижение требований к светопропускаемости передних боковых стёкол автомобиля ухудшит обзорность для водителей, что может повлечь за собой увеличение количества ДТП. Правительство РФ и правовое управление ГД выдвинули следующие аргументы:
- законопроект не соответствует требованиям тех. регламента Таможенного союза "О безопасности колёсных транспортных средств";
- штрафовать водителей за плёнку на стёклах можно даже без проведения замеров светопропускаемости, по части 1 статьи 12.5 КоАП РФ (установка предметов, ограничивающих обзорность с места водителя);
- в 2023 году уже был отклонён похожий законопроект.
В связи с этим, профильный комитет Госдумы рекомендует отклонить данный законопроект при рассмотрении в первом чтении. Первое чтение изначально было запланировано на 25 июня. Однако, до его рассмотрения даже не дошли. В повестке ГД на сегодня законопроект находится под номером 98. Рассмотреть его скорее всего вновь не успеют.
Смягчение статьи 19.3 КоАП РФ: первое чтение
Под номером 99 в повестку ГД на 3 июля включено первое чтение законопроекта о смягчении наказания за невыполнение законного требования сотрудника полиции. Речь идёт о статье 19.3 КоАП РФ. Сейчас по данной статье возможны 3 варианта наказания:
- штраф от 2000 до 4000 рублей;
- административный арест на срок до 15 суток;
- обязательные работы на срок от 40 до 120 часов.
Чаще всего сотрудники ГИБДД используют эту статью при выписывании требований об устранении нарушений. Раньше речь шла чаще о тонировке и устранении неисправностей автомобиля, в последнее время статья 19.3 КоАП РФ применяется даже к водителям за отсутствие полиса ОСАГО.
Механизм простой - при выявлении правонарушения, которое водитель не устраняет на месте остановки, автоинспектор выписывает письменное требование об устранении - чаще всего сроком до 10 суток. Если после истечения данного срока водителя повторно остановят с этим же нарушением, то ему грозит уже наказание по статье 19.3 КоАП РФ - за невыполнение законного требования сотрудника полиции.
28 июня 2022 года в Госдуму был внесён законопроект, предусматривающий смягчение статьи 19.3 КоАП РФ - из неё предлагается исключить арест и обязательные работы, оставив только штраф. Рассмотрение данной инициативы в первом чтении Госдумы запланировано на сегодня.
Поправки об ограничении цен на заправках: первое чтение
Помимо этого, в первом чтении Госдумы 3 июля 2024 года планируется рассмотреть два законопроекта, которые касаются ограничения максимальных цен топлива на заправках. Изначально таких законопроектов было 5 - все они предполагали введение ограничений максимальной цены бензина и дизтоплива со стороны государства. Три законопроекта уже были отклонены в первом чтении 20 июня 2024 года, остальные рассмотреть не успели. Судя по всему, оставшиеся ждёт та же участь - профильный комитет Госдумы рекомендовал их отклонить при рассмотрении в первом чтении. Законопроекты в повестке Госдумы на сегодня находятся под номерами 46 и 57.