Найти тему

Драма нарциссизма | Часть 1. Аналитический взгляд

Как-то раз, зайдя на Дзен, я поразилась новостной лентой, которая содержала много материала на тему, как мастерки «уничтожать» нарциссов в общении. Сегодня я хочу начать цикл постов о скрытой драме нарциссизма и дать возможность взглянуть на этот опыт с некоторой долей сочувствия. (Ведь желание переиграть нарциссизм в другом, предлагаемый во многих СМИ, лишь увековечивает ваш собственный нарциссизм).

Гонзалес Татьяна,  Драма нарциссизма | Часть 1. Аналитический взгляд
Гонзалес Татьяна, Драма нарциссизма | Часть 1. Аналитический взгляд

Драма нарциссизма в 3 частях.

Часть 1. Драма психического рождения.Как писал еще дедушка Фрейд, который разработал теорию влечения, у ребенка есть 2 задачи: 1) выжить и 2) созреть (нарцис.потребность в созревании «Я»). (

Эти стадии не совпадают друг с другом). Созревания «Я» проходит несколько стадий (по М. Маллер): 1)аутизма ➡ 2)нормального симбиоза (предобъектная) ➡ 3)сепарации - индивидуации. Для решения второй задачи (в зависимости от стадий) необходим объект (мать или замещающий ее взрослый).

Важно, чтобы объект был доступен для симбиоза и слияния, где мать будет выполнять функцию Эго (т.е. выбора и адаптации) и эмпатический реагировать на задачи слияния и отделения. Если мать (как идеал, наделенная всемогуществом решить любую трудность) недоступна и не может соответствовать задачам развития «Я», тогда ребенок «разочаровывается» в своем объекте. Это прерывает этап здорового нарциссизма, когда ребенок, сливаясь с матерью «галлюционирует», что это он всемогуще управляет средой и удовлетворяет свои потребности, что ОН идеальный и Объект на том конце тоже идеальный. В момент разочарования в объекте ребенок сталкивается со своими дефицитами (формируется «базовый дефект»).

Неспособность родителя эмпатично реагировать на потребности ребенка, отражать его сущность - на языке бессознательного воспринимается как «нелюбовь». Преждевременная потеря объекта и непереносимая тревога, которая связанная с преждевременным отделением ведет к тому, что психика не может «родиться» и самостоятельно поддерживать свою целостность в дальнейшем. И это событие формирует особый способ контакта с миром - нарциссизм.

Часть 2. Спасение своего Я.

Так, ребенок проживает нарциссическое поражение в любви и неценность своих желаний и потребностей. Это приводит к разочарованию в себе (т.к. защита всемогущества не работает). Слишком раннее отделение "Я" от "не Я" ведет к переживанию ужаса отделения и потери объекта. Именно с этим ужасом борется нарциссизм как защита❗

Таким образом, нарциссизм - это спасение от невозможности оказаться в зависимости от объекта, который не любит (не откликается на потребности). То есть, ребенок выбирает уничтожить потребность (уничтожить нуждающиеся "Я"). Ребенок застревает на той фазе, когда он нецелостный и объект тоже нецелостный. Чтобы не остаться в одиночестве, на место объекта встает Я-Идеал. Идея идеала выступает в качестве «костыля» и ведет путем «самоулучшений» чтобы НИКОГДА ни в ком не нуждаться.

Из-за застревания на дообъектной фазе рождается функциональное восприятие других (другие люди это мои функции: этого/эту люблю, с этим/этой сплю и т.д.). Так, «нарцисс» вступает в отношения со своими функциями, пытаясь забрать их себе и стать самодостаточным. Таким образом, нарциссизм это вынужденный побег из позиции нуждаемости, слабости и униженности, в попытках сохранить самоуважение и собственную ценность.

3 часть будет про продолжение драмы, которая разворачивается на сеансах терапии. 🎭

Про нее я скажу в следующий раз. ⭐⭐⭐

Если вам было полезно, буду благодарна за поддержку статьи 👍
_______________________________________________________________________

Где еще меня можно найти? Ссылки на все мои каналы💥
Телеграм-канал:
https://t.me/psy_gonzales
Страница ВК:
https://vk.com/gonzales_psy
Инстаграм:
https://instagram.com/t.gonzales.psy?igshid=MzRlODBiNWFlZA==
Сайт:
https://tatianagonzalespsy.taplink.ws