С тем, что пакет мусора оказался способен таить в себе немало сложностей, пожалуй, могут согласиться некоторые омичи. Год назад мы рассказывали о том, как содержатся некоторые контейнерные площадки, а нынче вновь решили проверить: тянется ли сегодня от них дурно пахнущий шлейф и как организован вывоз отходов?
«С» – это не только буква алфавита, но и популярный звуковой символ стабильности: мусорная площадка на пересечении улиц Владимира Горячёва и Энергетиков – как и год назад установленные в специальном «загончике» зелёные баки, на которых курлыкают голуби, не похожи на смердящие груды разномастных пакетов. Рядом также в специально оборудованной бетонной нише складированы кучи строительных и послеремонтных отходов: досок, старых дверей и валиков от мягкой мебели.
– Вероятно, здесь всё неплохо вывозят, – говорят проходящие мимо люди. – Кому надо – те сами доски или старую мебель разбирают, некоторые даже специально на машинах подъезжают.
Как и год назад, стать счастливым обладателем древесных составляющих в теории можно и у мусорной площадки на пересечении улиц Энергетиков и 22-го Апреля. Этим, видимо, и занимались двое людей, сваливающих вытаскиваемые из баков и валяющиеся рядом предметы и складирующие всё это в тележку. У этой площадки мало изменений за год: то же обилие чёрных пакетов, сваленных не только в пределах огороженной покорёженными жестяными листами площадки, но и рядом. Слева в границах заборчика – вещи, судя по всему, после пожарища: обугленные доски и груда шин. А напротив – стихийная мини-свалка из коробок и каких-то старых одеял.
– Когда уже всё это вывезут? – швыряя пакет почти в бак, произносит местная жительница. – Так и крысы появиться могут.
Справедливости ради заметим: у возчиков мусора существуют различные регламенты, определяющие графики уборки, а также нормативы для вывоза, поскольку, видимо, не всё, что жители или примкнувшие к ним местные продавцы и предприниматели сваливают и стаскивают к мусорным площадкам, подлежит уборке без заключения определённых договоров.
– Согласно п. 17 Приложения № 1 к Постановлению Правительства РФ от 6.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» обеспечение своевременного вывоза твёрдых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления: в холодное время года (при среднесуточной температуре +5 °C и ниже) не реже одного раза в трое суток, в тёплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 °C) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз), – комментирует заместитель начальника Госжилинспекции Омской области Ольга Щербакова.
– На основании статьи 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» ТКО – отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд, – поясняет в официальном ответе изданию заместитель министра природных ресурсов и экологии Омской области, руководитель департамента экологической безопасности Александр Володев. – К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Также, по словам специалиста, к ТКО относятся крупногабаритные отходы, мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и другое, размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах для ТКО. Транспортирование ТКО, КГО и растительно-древесных отходов (к таким относятся растительные отходы при уходе за газонами, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками) осуществляет региональный оператор по обращению с ТКО «Магнит».
– Вывоз растительно-древесных отходов, не относящихся к ТКО, осуществляется в соответствии с договором, заключённым с лицами (организациями), обладающими соответствующей разрешительной документацией, по нерегулируемой цене, – уточняет Александр Володев. – «Магнит» в рамках установленного единого тарифа на коммунальную услугу по вывозу ТКО обеспечивает только обращение с ТКО и не оказывает услуг по обращению с иными видами отходов.
Кстати, относительно уборки частного сектора, где чёрные пакеты возле домов нередко обильно появляются как грибы после дождя, специалисты поясняют: вывоз ТКО с мест (площадок) накопления ТКО осуществляет регоператор. Очистка территорий муниципальных образований от автомобильных покрышек, растительных и строительных отходов осуществляется органами местного самоуправления в рамках полномочий по благоустройству населённых пунктов.
– В соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона № 89-ФЗ с 1.01.2019 к полномочиям органов местного самоуправления городских округов относятся создание и содержание мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, – комментирует изданию заместитель директора департамента городского хозяйства Омска Артур Файков. – Органы местного самоуправления не являются стороной гражданско-правовых отношений между региональным оператором и собственником ТКО, в связи с чем вопрос вывоза отходов не входит в компетенцию органов местного самоуправления. Вместе с тем положениями Федерального закона №89-ФЗ на органы местного самоуправления возлагается обязанность по содержанию площадок накопления ТКО, за исключением случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Бюджетным учреждением города Омска «Управление дорожного хозяйства и благоустройства» работы по содержанию площадок накопления ТКО, находящихся на обслуживании бюджетного учреждения, проводятся на регулярной основе.
Цифры
За 2024 год в Госжилинспекцию Омской области поступило 91 обращение по содержанию санитарных площадок, за 2023 год – 215 обращений.
В 2023 году в адрес минприроды Омской области по вопросу несвоевременного вывоза мусора с контейнерных площадок поступило 143 обращения. В 2024 году зарегистрировано 62 обращения.
С 2023 года по настоящее время по вопросу несвоевременного вывоза мусора с контейнерных площадок в отделе по работе с обращениями граждан аппарата мэра города Омска зарегистрировано 468 обращений.
Кстати
Основными причинами несвоевременного вывоза мусора с мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов являются:
– недостаточное оснащение частного сектора города Омска и населённых пунктов муниципальных районов Омской области организованными местами накопления ТКО (контейнерами) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
– несвоевременная очистка от снега проездов к контейнерным площадкам;
– ненадлежащая уборка и содержание контейнерных площадок собственниками;
– отсутствие ремонта и содержания дорог, что напрямую влияет на качество услуги, оказываемой населению;
– занижение объёмов ТКО юридическими лицами и, как следствие, подброс коммерческих отходов населению на площадки для сбора ТКО;
– несанкционированный сброс строительного и древесного мусора на площадки для сбора ТКО.