Найти тему
Капля. Центр

Погружение в эпоху советской столицы 1920–1930-х на выставке "Москвичка"

Сегодня мне, наконец, удалось побывать на выставке года Музея Москвы - «Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930-х».

Кажется, женский образ - не первая попытка московских музеев рассказать о горожанке-москвичке. Но если запомнившаяся многим дамам выставка в ГИМе "Кринолин. Жакет. Свитшот" была посвящена началу выхода женщины во второй половине 19 века в самостоятельную жизнь с возможностью получать профессию и зарабатывать, то настоящая выставка дала представление, как менялся образ женщины в новом уже советском государстве.

Фото в статье автора Ольги Брезгиной.

В большинстве своём выставка представлена художественными произведениями: живописи, скульптуры, монументальными панно, афишами, журналом "Работница" (к слову, он менялся вместе с женщиной начала 20 века), элементами тканей и одежды.

Илья Машков. Пионерка с горном, 1933
Илья Машков. Пионерка с горном, 1933

Москва в 1920–1930-е годы (как и сейчас) являлась динамичным мегаполисом со стремительной сменой социальных ролей. И главной героиней города становилась новая женщина — она, реализуясь и действуя в городе, преобразовывала его, отметая то, что ему уже не присуще.

Константин Юон. Уходящая провинция.
Константин Юон. Уходящая провинция.

Работница, текстильщица, революционерка, актриса, летчица, парашютистка, нэпманша, метростроевка, художница, пролетарская писательница, жена инженера — каждая из них является не только реальным человеком, но и аллегорией советской истории.

Выставка выстроена таким образом, что посетитель проходит по улицам Москвы, задерживаясь на теме разных ролей женщин.

Что интересно, здесь рассказано не только про тружениц производства, но и, например, про проституцию, которая набирала обороты в 20-е и практически была искоренена в 30-е годы.

-5

Образ женщины рассмотрен как социо-культурное явление, когда она успевала быстро меняться, адаптируясь к новым правилам, нормам, образам. Вставая наравне с мужчиной к станку, она, спустя время, снова вернется как жена и мать, но продолжая свою социальную активность.

Быть в тренде, - как сказали бы сегодня, - не просто мода, это способ выжить в быстро меняющейся политики военного коммунизма, НЭПа или освоения промышленности. Удержаться на пьедестале стахановок и тружениц удается не всем, но те, кто несут это через всю свою жизнь становятся практически легендами.

Выставка "Москвичка: Женщины советской столицы 1920–1930-х
Выставка "Москвичка: Женщины советской столицы 1920–1930-х

На художественных полотнах женщина-труженица гордо смотрит сверху на тех, кто не успевает перестроиться на нужды нового советского государства.

И, конечно, самое важное, на мой взгляд, в этой выставке, что она дает не просто собирательный образ женщин начала 20 века, а рассказывает о конкретных личностях, которым в реалиях времени удалось адаптироваться, реализоваться и быть успешными в соответствии с понятиями времени.

Вера Орлова. Завод "Шарикоподшипник", 1936-1937
Вера Орлова. Завод "Шарикоподшипник", 1936-1937

Уверена, что кого-то из этих женщин посетители знают и узнают, но некоторые станут настоящим открытием. К ним в гости посетитель попадает, перемещаясь по "улицам" Москвы, узнает их впервые или неизвестные факты об известных личностях.

Так, например, здесь можно узнать о Вере Мухиной не только как об известном скульпторе, но и как о модельере.

Головные уборы по эскизам Веры Игнатьевны Мухиной
Головные уборы по эскизам Веры Игнатьевны Мухиной

О Людмиле Маяковской — сестре знаменитого поэта, мы узнаем как об единственной женщине, возглавлявшей аэрографическую мастерскую на фабрике Трехгорной мануфактуры.

Людмила Маяковская, фото
Людмила Маяковская, фото

Актриса Любовь Орлова воплотила эталонный образ советской ткачихи на киноэкране в фильме "Светлый путь".

Афиша к фильму "Светлый путь" на немецком языке
Афиша к фильму "Светлый путь" на немецком языке

Каждая из женщин оставила свой след в истории Москвы и страны.

В завершении выставки посетителей встречает полотно Павла Дмитриевича Корина из серии "Реквием. Русь уходящая" с изображением схиигуменьи Фамарь, чья судьба не была простой. В 1916 году она приняла великую схиму после того, как основала под Москвой Серафимо-Знаменский скит, который в 1920-е годы был закрыт и разорен. В 1930-1931 сестры и схиигуменья были арестованы и сосланы в Иркутскую область. В 1934 Фамарь вернулась в Москву с туберкулезом горла и согласилась позировать Корину.

Павел Корин. Реквием. Русь уходящая. Схиигуменья Фамарь. 1935
Павел Корин. Реквием. Русь уходящая. Схиигуменья Фамарь. 1935

По сути это полотно представляет собой глубокий человеческий документ и позволяет увидеть сложность и многогранность реальности 1930-х годов, скрытой от того нового образа, которым была наделена женщина того времени.

И вместе с тем, к концу выставки мы видим ещё один образ женщины. Это уже 1945-й - послевоенное время, московское метро, красивая горожанка на фоне солдат и сотрудников метро и тоннель, ведущий в будущее.

Самуил Адливанкин. В метро. 1945
Самуил Адливанкин. В метро. 1945

Многоточием выставки становится красивый нежный женственный платок с надписями, побуждающими к размышлениям о москвичке 1920-1930-х годов.

-13

Выставка основана на обширном искусствоведческом исследовании и продолжает серию проектов Музея Москвы (Зубовский бульвар, 2), посвященных художественным экспериментам XX века, — «Ткани Москвы», «ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда», «Электрификация. 100 лет плану ГОЭЛРО» и «Дом моделей. Индустрия образов».

Для экспозиции было отобрано около 2000 экспонатов из более 30 российских музеев и частных коллекций. Успевайте это увидеть, лучше, конечно, с экскурсией. Проходит выставка до 25 августа 2024 года.

Получила удовольствие от посещения выставки.
Получила удовольствие от посещения выставки.

Ставьте👍 статье, так я пойму, что пишу на интересные вам темы. И подписывайтесь на канал Капля. Центр