Сегодняшнее решение Муфтията республики о запрете ношения никаба встретили в большей части страны с нескрываемым одобрением. Однако и у этого ограничения есть нюанс, а общество разделилось – большая часть требует всероссийского запрета, другие выступают против, «угрожая» массовыми беспорядками, а третьи спрашивают у Госдумы, почему она оказалась медленнее муфтиев.
Муфтият Республики Дагестан сегодня, 3 июля, запретил ношение никабов (женского головного убора, который оставляет лишь полоску для глаз, закрывая лицо) в регионе. Заявление религиозной организации многих даже шокировало: споры об этом предмете одежды ведутся не первый месяц под просьбы комментаторов о федеральном запрете. Причём просьбы эти только усиливаются на фоне того, как в Европе и даже у соседей, в Таджикистане, принимают решения о запрете ношения никабов, но только не в России.
Почему и как идея аналогичного запрета в РФ вызывает широкие и громкие общественные обсуждения, выходящие далеко за рамки гардероба.
Новая вспышка
Нужно сказать, вопрос запрета никабов или паранджи в России не просто не новый – он поднимается с 90-х с определённой регулярностью. Особенно, когда появляется повод, связанный с радикалами. Нынешний виток обсуждения возник по тому же сценарию после теракта в подмосковном «Крокус Сити Холле».
Депутат Госдумы, Михаил Матвеев, ещё 23 марта написал в соцсетях:
- Будет ли, черт возьми, наконец-то введен визовый режим?!! С Таджикистаном, или Средней Азией в целом и т.п. - источникам поставки в Россию террористов? Запретят ли в России скрывающие лицо никабы «замоташек», ваххабистские бородки и т.п. - символы принадлежности к «ис-му государству» (запрещённые в государствах самой Среднец Азии) внутри нашего русского, российского государства и опознавательные для его «пятой колонны» знаки «свой-чужой».
В апреле тот же народный избранник обратился в МВД с просьбой инициировать введение запрета на никабы. В ответе министерства вполне логично указали, что не обладают правом законодательной инициативы, но также отметили, что «не располагают сведениями» о взаимосвязи «религиозной одежды» и преступности.
Слова депутата могли бы и пропустить, но к маю подключился глава СПЧ Валерий Фадеев:
- Сейчас даже в некоторых странах Центральной Азии никабы запрещены. Я буду обсуждать этот вопрос с представителями традиционного ислама и региональных властей. Но предварительно обозначу свою позицию: считаю, что никабы в России должны быть запрещены, - однозначно заявил он «Парламентской газете».
В конце мая депутат Владислав Даванков внёс в Госдуму законопроект, согласно которому муниципальные власти и даже образовательные учреждения смогли бы устанавливать запрет на ношение религиозной одежды. Это, кстати, вызвало ярость его коллеги от Чечни Адама Делимханова, который пообещал «доходчиво объяснить», что такое традиционные ценности.
В июне на отзыв в Правительство отправили другой законопроект - о запрете ношения одежды, скрывающей лицо, под которую подпадает и никаб, за авторством упомянутого депутата Матвеева.
- Уходим от споров про религиозную одежду, чтобы не дать возможности поднять крик «ущемившимся» и увести нас в споры о том, какая нынче мода в той или иной пустыне мира. И говорим о безопасности россиян, - написал тот в соцсетях в связи с направлением документа.
Почему нет?
Большинство россиян на идею запрета уже традиционно реагируют положительно, что показывают и соответствующие опросы, а вот многие представители религиозных организаций – против. Хотя в лоббировании темы конспирологи обвиняют и диаспоры, и даже «спящих агентов», публичный аргумент в защиту закрывающей лицо одежды не меняется последние пару десятилетий - свобода вероисповедания.
Так, на следующий день после публикации слов Фадеева, муфтий Москвы Ильдар Аляутдинов, прокомментировал РБК возможность запрета никаба следующими словами:
- Эти попытки будут выглядеть как явный акт нарушения норм светского права и Конституции, гарантирующей гражданам России право на свободное вероисповедание, а значит, и соблюдение канонов религии.
Его коллега, но из Подмосковья, председатель мусульманской общины Химок Камиль Маннапов, пошёл даже дальше – по сути начал угрожать массовыми беспорядками.
- Такой запрет способен спровоцировать конфликты на религиозной почве. Мол, мусульмане могут почувствовать себя ущемлёнными (цитата по «Царьграду»).
Муфтий Татарстана Камиль Самигуллин вообще Islam News заявил, что всё происходящее - исламофобские выпады:
- Во время пандемии никакого всплеска экстремизма из-за обязательного ношения медицинских масок не наблюдалось. Поэтому инициатива имеет мало общего с борьбой против радикализма, а выглядит не иначе как выпад против мусульман и против культурного многообразия России. Потворствовать этим исламофобским посылам недопустимо на фоне тех угроз, с которыми Россия сталкивается сегодня.
При этом нужно сказать: нет никакого «единого фронта» по вопросу. В частности, муфтий Чечни Салах Межиев наоборот – раскритиковал тех, кто носит никаб, правда уточняя, что на Кавказе более принят хиджаб, оставляющий лицо открытым.
- Когда они так закрываются от всех остальных, кто так не закрыт, начинают считать кафирами, тогда портится то, что у них в сердце, - добавил Межиев.
Светские эксперты, в частности доцент кафедры истории стран Ближнего и Среднего Востока ИСАА МГУ Владимир Орлов в разговоре с «Ъ», также уточняют – конкретно никаб не является неотъемлемой и обязательной частью гардероба для мусульман.
Запрет с оговоркой
Можно было бы ожидать, что после всех разговоров и даже пары законопроектов, тема всё равно, как это регулярно бывает, «умрёт» где-то между тезисами о борьбе с радикалами и «свободой вероисповедания», но вмешалась другая трагедия.
После произошедшего в июне в Дагестане теракта, когда преступники расстреляли полицейских и подожгли церкви и синагогу, выяснилась одна деталь, неприятная для защитников никаба – у одного из террористов нашли этот предмет одежды, фотографиями которого поделился военкор Семён Пегов. Сообщалось, что ликвидированный террорист хотел сбежать, прикинувшись женщиной, и вопрос о закрывающей лицо одежде встал ещё острее.
После этого глава региона, Сергей Меликов, пополнил ряды сторонников запрета:
- Лично я против ношения никаба... Это одежда, несвойственная для кавказских народов, дает возможность за платками скрываться мужчинам, а женщинам проносить запрещенные предметы. С точки зрения террористической безопасности я тоже против, - сказал он на сессии Народного Собрания (цитата по «РИА Новости»).
О готовящемся запрете муфтии республики рассказали меньше чем через неделю. Однако нужно понимать: никакой «точки» в вопросе не стоит. Даже последнее решение муфтията временное и, в сущности, необязательное к исполнению даже на территории Дагестана.
- Ношение той или иной, в том числе и религиозной, одежды гражданами нашей страны, государством не регламентировано. Полномочиями принятия подобных решений обладает только государство, которое принимает законы. Исполнение только государственных законов является обязательным для граждан, как и только государство может назначать то или иное наказание за их неисполнение. Насколько мне известно, государственные законодательные органы вопрос запрета элементов религиозной одежды даже не обсуждали, - ответил на вопрос «Ъ» председатель Духовного управления мусульман (ДУМ) Азиатской части России Нафигулла Аширов.
Так что «вопрос о никабах» не решён, даже несмотря на явный запрос на это среди населения. Однако пока об этом говорят, меньше шансов, что о запрете опять «забудут», когда шум уляжется.
В этот раз ситуация пока что выглядит всё-таки необычной – требовать реакции люди не прекращают. Тема в целом встроилась в накопившиеся претензии россиян к миграционному законодательству страны, а вокруг них даже глава СК Александр Бастрыкин (кстати, тоже выступил за запрет никаба) с депутатами Госдумы ссорятся из-за медлительности последних.