4K подписчиков

Искусство жить как фламандский художник

Франкен II, Франс XVII в., мастерская Аллегория живописи XVII в. © Государственный Эрмитаж
Франкен II, Франс XVII в., мастерская Аллегория живописи XVII в. © Государственный Эрмитаж

В Николаевском зале Государственного Эрмитажа до 8 сентября можно увидеть выставку «ARS VIVENDI. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века». Фруктовые композиции, роскошные цветочные букеты, столы, ломящиеся от морских гадов и дичи, добытой на охоте. Фламандские художники воспевают изобилие, обращаются к сложным детализированным сюжетам и начинают работать в соавторстве. Один из лидеров этого поколения — Франс Снейдерс, вокруг которого образовалось сообщество учеников и преемников. Через свои натюрморты художники напоминают о скоротечности и бренности жизни, черпают вдохновение в декоративной и религиозной живописи. Предлагаем и вам окунуться в этот мир роскоши и узнать, как художники показали ARS VIVENDI — искусство жить.

Кто такой Франс Снейдерс?

Антонис ван Дейк «Франс Снейдерс», 1620 год. © Коллекция Фрика, Нью-Йорк
Антонис ван Дейк «Франс Снейдерс», 1620 год. © Коллекция Фрика, Нью-Йорк

XVII век — золотой век декоративной жизни Фландрии (территория современных Франции, Бельгии и Нидерландов). Вокруг Франса Снейдерса (1579–1657) сформировался круг художников, которые переняли его художественную манеру и начали также создавать усложнённые изобильные натюрморты и анималистические сюжеты. Его последователь Ян Фейт впоследствии передал свой опыт Питеру Булю и Давиду де Конинку. Голландский художник Ян Давидс де Хем вдохновлялся накрытыми столами Снейдерса и использовал их как основу для своих натюрмортов, но уже в более спокойной палитре цветов. Вторая половина XVII века — время красочных панно, которыми стали украшать аристократические дворы Германии, Парижа и Рима. Фламандские мастера этого времени были любимы, желанны и превосходно чувствовали дух времени.

Снайдерс был учеником Питера Пауля Рубенса и для его полотен писал плоды, цветы и животных, а для своих картин часто использовал эскизы учителя. Представитель фламандского барокко создавал крупноформатные натюрморты с изображением животных, сцен охоты, рынка и зажиточных домов. Столы на его работах ломятся от изобилия дичи и фруктов, в Эрмитаже художнику посвящён отдельный 245-й зал, где можно увидеть его знаменитую серию картин «Лавки».

Что характерно для фламандской живописи XVII века?

  • Изобилие цвета.
  • Сложные, детализированные композиции.
  • Обогащение предметов символами и метафорами.
  • Плодовые и цветочные гирлянды, роскошные букеты.
  • Охотничьи трофеи.
  • Внимание к экзотике: попугаи, устрицы, мартышки, редкие ракушки.
  • Интерес к редким товарам из других стран: китайскому фарфору, иранским коврам, тканям, жемчугу, шкатулкам.
  • Работа в соавторстве.

Рука об руку

Крупноформатные натюрморты и изображения животных художники часто создавали совместно. Например, Франс Снейдерс работал с Яном Букхорстом над картиной «Повар у стола с дичью», а вместе с Рубенсом написал «Статую Цереры». Соавторство и разделение труда помогало быстрее писать и продавать работы: одни лучше справлялись с пейзажами и фоном, другие — с рисованием фигур, фруктов и растений.

Хрупкость и экзотика

На выставке представлено 15 рисунков с цветами и насекомыми голландской художницы Марии Сибиллы Мериан, сделанных во время путешествия в Южную Америку — в Суринам. Благодаря ей мир увидел многоцветный экзотический мир тропиков, а в 1717 году эти произведения стали частью собрания Кунсткамеры. Пётр I по достоинству оценил талант девушки и тонкость исполнения этих работ.

Фламандские картины также дополняют кропотливо вышитые панно и декорированные предметы мебели, которые раньше можно было встретить в богатых интерьерах. В XVII веке коллекционеры создавали свои «кабинеты редкостей», где собирали всякую экзотику и предметы роскоши, например слоновую кость, тонкие льняные нити для создания кружева, фарфоровые чашки, обрамлённые растительными и животными орнаментами. Для европейцев колониальные товары, привезённые из Китая, Японии, с островов Юго-Восточной Азии, из Южной Америки, Африки, Турции и Ирана были настоящими диковинками. Представители аристократии и знатные горожане охотились за раритетами и любили продемонстрировать другим своё богатство и коллекцию редкостей. Так, частью экспозиции стали старинные карты и книги с изображением судоходных маршрутов, по которым привозили товары с других континентов.

Архитектурный замысел

Оформляя экспозицию, театральные художники Эмиль Капелюш и Юрий Сучков постарались превратить Николаевский зал в оживлённую европейскую городскую площадь, на которой можно встретить торговцев, кухарок и обычный люд. Входной Аванзал в то же время стал садом-лабиринтом, где посетители становятся гостями роскошных природных резиденций и в этом обилии диковинок начинают на себе ощущать, что значит искусство жить (ars vivendi).

Помимо картин, на выставке представлены произведения прикладного искусства — в стеклянных кубах по правую сторону Николаевского зала расположили декоративные композиции с вазами, тканями, стеклянными бокалами, ракушками и высушенными фруктами. Это своеобразная дань наследию Питера Пауля Рубенса и его вкладу в развитие искусства XVII века. Он всегда заострял внимание на пышном декоре, выразительных акцентах, игре объёмов предметов, на использовании различных материалов и фигур, что особенно присуще стилю барокко.

О чём говорят натюрморты?

Символизм — важная часть фламандских натюрмортов XVII века. Работы наполнялись многогранным смыслом и несли не только художественное, но и интеллектуальное наследие. Художники Фландрии особо акцентировали внимание на религиозных сюжетах, зашифровывая в образах фруктов и растений библейские эпизоды. Зрителям предлагают не только поразмышлять на вечные вопросы бытия и моральных ценностей, но и отгадать, что значат те или иные образы с фламандских натюрмортов:

  • Лобстер — земное богатство, соблазняющее душу праведного христианина.
  • Лебедь — красота, возрождение, смирение и жертвенность.
  • Бабочка — образ воскресшей души.
  • Лимоны — непостоянство и обманчивость земных наслаждений: снаружи привлекательны, а внутри кислые.
  • Виноград — перемена сезонов и скоротечность жизни.
  • Переспелые фрукты — символ того, что хорошее тоже имеет свойство заканчиваться.
  • Ирис и лилия — чистота, целомудрие, непорочность.
  • Тюльпан — быстротечность и тленность жизни, а также символ расточительности, так как в XVII веке эти цветы стоили дорого.
  • Нарцисс — самовлюблённость или Воскресение и победа Христа над смертью.
  • Доспехи — воинская слава и недолговечность.
  • Устрицы — влечение и афродизиак.

Если вы в ближайшие месяцы не собираетесь в Санкт-Петербург, то советуем посмотреть видеоэкскурсию по выставке с участием научного сотрудника Государственного Эрмитажа Владислава Статкевича.