Этот фильм я смотрел не один раз, и каждый раз он казался мне немного не таким, каким я его помнил.
Речь о фильме Антониони "Затмение".
- Прежде всего, когда смотришь этот фильм нужно забыть о всяких "умных" словах, таких как "экзистенциализм", "некоммуникабельность", "отчуждение"и т.п.
Ключ к этому фильму на мой взгляд в удивительном отрывке из романа Достоевского "Подросток".
- Этот отрывок - сон Версилова о человечестве, которое отвергло Бога и идею Бога.
- "Я представляю себе ... что бой уже кончился и борьба улеглась. После проклятий, комьев грязи и свистков настало затишье, и люди остались одни, как желали: великая прежняя идея оставила их; великий источник сил, до сих пор питавший и гревший их, отходил, ....
- И люди вдруг поняли, что они остались совсем одни, и разом почувствовали великое сиротство… Осиротевшие люди тотчас же стали прижиматься друг к другу теснее и любовнее; они схватились бы за руки, понимая, что теперь лишь они одни составляют все друг для друга."
Разве этот отрывок не напоминает нам 60-е годы 20-ого века ?
- После страшной Второй мировой, с одной стороны - затишье и "экономическое чудо", а с другой - кризис христианских ценностей ("возможно ли Христианство после Освенцима" ?)
И выросло поколение "бэби бумеров" , поколение, жаждущее любви: земной, чувственной и яркой.
Вспомним, главный лозунг тогдашней молодежи:
"занимайтесь любовью а не войной".
- Вот в этой европейской реальности шестидесятых и живут герои "Затмения", Виттория ( Моника Витти) и Пьеро (Ален Делон).
- В фильме, в отличие от нынешних сюжетных "загогулин", рассказана очень простая история. Виттория, красивая и тонко чувствующая и чувственная девушка порывает со своим женихом, Риккардо (Франсиско Рабаль)
- На фондовой бирже, где играет ее мать, она знакомится с молодым, энергичным и успешным брокером Пьеро.
- Герои как будто созданы друг для друга, молодые, свободные, самодостаточные.
- Не буду рассказывать историю до конца, да и в фильме дело не в рассказанной истории а, скорее во всей атмосфере, во всем строе фильма. В фильм надо всматриваться, в него нужно "войти" и тогда он завораживает.
Биржа с ее с атмосферой разнузданных страстей из которой главная - алчность. И Пьеро этой страстью одержим !
Пустынные городские пейзажи:
Виттория, крупный план: тоска по любви и надежда. Она по-детски внимательна к деталям городского пейзажа и к людям, даже случайным.
- Виттория ищет любви она хочет любить всем своим существом", а значит быть друг для друга "ты". То есть любовь - это всегда "я и ты" (мысль - не моя, а замечательного философа, Мартина Бубера).
Но для Пьеро Виттория - не "ты", а "она". В его мире люди — только объекты, при помощи которых можно достичь цели. В отличие от Виттории, он отлично вписан в окружающую среду и почти лишен сомнений.
А Виттория - всегда в себе, всегда в сомнениях, всегда колеблется.
— Зачем ты встречаешься со мной?
— Я хотела бы любить тебя больше или не любить совсем.
- Так, неторопливо и проявляется главная тема фильма: невозможность подлинной любви в современном мире.
- А ведь это было начало шестидесятых и еще ничего не предвещает того "окамененного нечувствия", которое поразит людей в наши дни !