По официальным данным, Россия — один из лидеров в мире по числу автомобильных аварий со смертельным исходом. Почему так происходит? Недостаточно жёсткие законы и требования к водителям? Безалаберность, заложенная в ДНК россиянина? Или алкоголь в крови? Учёными доказано, что не всякий человек осознаёт всю опасность нарушения правил дорожного движения. Один не пристегнулся, второй превысил скорость, третий — напился и поверил в себя. Мы сегодня поговорим о последней касте.
Народные избранники тут захотели приравнять пьяное вождение к терроризму. Такую радикальную инициативу предложил депутат Госдумы Султан Хамзаев. Вождение в пьяном виде, как он считает, особенно важно приравнять к актам терроризма в случаях с летальными исходами.
«Решение проблемы пьяного вождения требует однозначно строгих мер. Обычные методы не всегда уменьшают количество выпивших за рулём. Необходимы чёткие определения и серьёзная ответственность. Психологический фактор тоже играет роль: не хочешь стать террористом? Тогда не садись пьяным за руль», — считает парламентарий.
Ещё, вдогонку, нарушителей хотят пожизненно лишать водительских прав и наказывать тех, кто не помешал нетрезвому человеку сесть за руль (как в Японии: об этом расскажем чуть ниже).
Люди гибнут
Многие уже посчитали инициативу Хамзаева справедливой, особенно на фоне недавней катастрофы, которая потрясла всю страну. В середине июня в Благовещенске напрочь пьяный водитель на бешеной скорости вылетел на пешеходную зону. На месте погибли трое человек, а на следующий день в больницах скончались ещё двое пострадавших с тяжёлыми травмами. Самому юному погибшему было 14 лет.
Или вот ещё. Страшная авария унесла жизни двух человек тоже недавно — в декабре 2023 года на улице Донгузской в Оренбурге. Тогда водитель Лады Весты не справился с управлением и врезался в грузовик. На месте погибли два пассажира легковушки — родственники водителя, а сам он с места ДТП был госпитализирован в тяжёлом состоянии. Мужчина поправился и предстал перед судом, который не был благосклонен к 32-летнему оренбуржцу, на совести которого две загубленные жизни: за руль в тот день мужчина сел пьяным. В исправительной колонии общего режима он проведёт 8,5 лет.
В Приморье в апреле прошлого года в страшном ДТП погибли двое подростков. Там водитель джипа — пьяный и не имевший права управлять транспортным средством — столкнулся с легковой машиной, два пассажира которой погибли. Им было 15 и 16 лет. Виновник аварии скрылся с места происшествия.
Больше новостей в нашем телеграм-канале📩
Как наказывают в России
Сейчас в России за управление автомобилем в состоянии опьянения (или отказ от медосвидетельствования) водитель может быть лишён прав на срок от 1,5 года до 2 лет и оштрафован на 30 тысяч рублей.
При повторном «попадании» — наступает уголовная ответственность:
- штраф от 200 до 300 тысяч рублей либо штраф в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период 1-2 года;
- обязательные работы на срок до 480 часов;
- принудительные работы на срок до 2 лет;
- лишение свободы на срок до 2 лет с возможностью применения условного срока.
А если по вине пьяного водителя пострадали или погибли люди — от тюрьмы не убежать.
За нанесённый тяжкий вред — принудительные работы до 5 лет с лишением прав до 3 лет либо лишение свободы от 3 до 7 лет с лишением водительских прав до 3 лет.
Если погиб один человек — лишение свободы от 5 до 12 лет.
Погибли несколько — от 8 до 15 лет (приравнивается к наказанию, как за их умышленное убийство).
Кстати: отказ от освидетельствования равняется совершению ДТП в пьяном виде.
Достаточно жёстко? Для кого-то, может, и да, но если посмотреть на опыт других стран, российские нормы покажутся дружеским похлопыванием по плечу.
Как наказывают в мире?
Довольно сурова в этом плане Япония. В стране восходящего солнца однажды был выписан самый крупный в истории штраф за пьяное ДТП с пострадавшими — 2,5 миллиона долларов. Если гражданина Японии, будучи подшофе, остановит полиция, то выложить придётся от 500 тыс. до 1 миллиона йен (примерно 6-12 тыс. долларов). Для рецидивистов — тюремное заключение от 3 до 5 лет.
В случае, если нетрезвый автомобилист попал в аварию и скрылся с места ДТП, японский суд может отправить его в тюрьму на 10 лет и выпишет до 1 миллиона йен штрафа.
Наказания не избежит и пассажир, который знал, что водитель пьян и ничего не сделал, чтобы его остановить. Штраф в таком случае — от 300 до 500 тысяч йен (3-6 тыс. долларов США) или даже заключение под стражу на срок от 2 до 3 лет.
Вообще, Восток — дело тонкое. И система наказаний здесь нетривиальная. В Малайзии, к примеру, прямиком на нары отправляется не только пьяный водитель, но и его жена или другие родственники. И абсолютно не важно, находились члены семьи в машине в этот момент или нет.
Пьяного виновника ДТП с человеческими жертвами в Китае могут приговорить к расстрелу. А в соседнем Сингапуре за пьянство за рулём можно получить не только тюремный срок и штраф, но и удары по нижней части спины палкой диаметром не менее 1 сантиметра.
Саудовская Аравия — страна, где нетрезвые водители несут самую суровую ответственность. Во-первых, сразу тюремный срок до 10 лет. Во-вторых, огромный штраф. В-третьих, избиение кнутом. А если ДТП смертельное, то казнь — неминуема. Так, 45-летнему Мухаммеду аль-Кахтани отрубили голову после того, как в 2013 году он в состоянии алкогольного опьянения на скорости около 200 километров в час протаранил на своем джипе в другую машину, где находилось семь человек. Все они были членами одной семьи.
В результате аварии погибли шесть человек, в том числе дети. Выжила только одна девочка.
В Австралии не пощадят, если водитель во второй раз пойман пьяным за рулём: водительское удостоверение у него отбирают на всю жизнь без права на восстановление. Ещё нарушителя могут публично высмеять: его имя публикуется в газетах.
В Италии любителя полихачить навеселе могут заставить раздавать листовки об опасности употребления алкоголя за рулём: в барах, на улицах — и так полгода. А в Молдове могут приговорить к общественным работам… в морге — чтобы как следует осознать, что смерть — вообще не шутки.
Турецкие полицейские — тоже любители изощорённых наказаний: не известно, как сейчас, но ещё не так давно они могли отвезти пьяных водителей на большое расстояние от города и заставляли их возвращаться пешком.
В Америке степень суровости наказания варьируется в зависимости от штата. В Калифорнии, например, суды, рассматривающие дела о пьяных водителях, могут ограничиться небольшим штрафом, если случай неопасный, а водитель раскаялся. При повторном нарушении могут посадить в тюрьму или заставить прослушать 30-часовые курсы о вреде нетрезвого вождения. Три месяца гражданин обязан без прогулов ходить на лекции, а потом сдать экзамен. После возвращения прав суд может обязать полицию оснастить машину специальным алкозамком на три года.
Самые суровые штрафы США в штате Иллинойс. Максимальное наказание за неоднократную пьяную езду — пожизненное лишение прав, три года тюрьмы и штраф 25 000 долларов (2,2 млн руб.).
Посчитают ли инициативу Султана Хамзаева достойной будущего законопроекта — пока неизвестно (скорее всего, нет). Но если и да, окажется ли она действенной? (Пишите в комментариях своё мнение на этот счёт).
Но так или иначе количество ДТП в России по итогам прошлого года (статистику за этот — узнаем лишь в 2025-м) выросло до 132 466 — это на 4,5% больше 2022 года. 11 533 происшествий — по вине пьяных водителей.
За первый квартал 2024 года произошло уже более 1,9 тысяч ДТП с участием водителей в состоянии опьянения. Число погибших и раненых в этих автокатастрофах — 517 и 3,3 тысячи человек соответственно. Может, всё же идея Хамзаева не такая уж и радикальная?..🤔