Найти тему

Почему Юрий Никулин называл Андрея Тарковского «палачом»

Юрий Владимирович Никулин (1921-1997) всегда был на особых правах в нашей культуре.

Его помнят хорошо, поэтому на Новодевичьем кладбище у Никулина всегда цветы. А еще ему кладут конфеты и даже сигаретки. Не раз замечала, что могут и выпить рядом с Никулиным, помянуть его.

Ведь он был не только клоуном и артистом кино. Он сам по себе стал отдельным явлением.

Не знаю чего. Явлением добра? Отзывчивости? Смеха? Или всего этого вместе.

А ещё он сохранял всю жизнь детское отношение ко всему. Про многих часто говорил: «Весёлый человек! Вот бы его клоуном в цирк!»

Андрея Миронова и Александра Панкратова-Чёрного тоже туда отправлял. Говорил, что если бы ему дали два-три месяца, то сделал бы он из них клоунов. Самое смешное, что сын Панкратова-Чёрного бросил журфак и, под влиянием Никулина, поступил в цирковое училище.

Сам Никулин много рассказывал о том, как он снимался в кино. Хотя, когда он поступал во ВГИК, ему сказали, что с такой внешностью его никто снимать не будет. Не приняли, как известно.

Но снимать его будут как раз часто. И к каждой роли он относился очень ответственно, вживался в роль абсолютно.

Людмила Гурченко рассказывала, как он стеснялся играть с ней «постельную сцену» в фильме «Двадцать дней без войны» (1976).

Не подходил к этому по-актёрски легко.

Переживал, что надо в любви объясняться Гурченко, «а я ведь свою жену Танечку люблю, как же я ей изменю!»

Но потом они с Гурченко договорились, что он будет произносить свой текст для актрисы, а представлять свою жену. В интервью Никулин жаловался, что он, такой неказистый, играл любовь с королевой и красавицей Люсей Гурченко.

Очень серьезно Никулин отнёсся и к съёмкам «Андрея Рублёва» (1966). Сниматься у Андрея Тарковского – вообще дело ответственное. А у Никулина и роль монаха Патрикея была трагическая и непростая.

Сцена пыток и казни Патрикея – страшная.

Никулин всерьёз воспринимал все, что будет в кадре. Когда Патрикея тащили по земле, то, как рассказывал артист, это не персонаж кричал, а он сам кричал Тарковскому: «Вы палачи!»

Никулин признавался, что он вообще боялся этих съёмок, всего того ужаса, созданного на площадке. Да и Тарковского побаивался.

Но не знаю как вы, а я в фильме больше всех Никулина и запомнила.

На Новодевичьем теперь рядом с ним его любимая Танечка. Это правильно. Там была очень сильная взаимная любовь. Они очень подходили друг другу. Когда они были вместе – смешной Никулин и его Танечка выглядели очень красивой парой. Да они такими и запомнились.

У меня есть и личные воспоминания про Юрия Владимировича Никулина. Не буду повторяться, я уже писала об этом. Просто каждый раз вспоминаю его с огромной теплотой. Вот кого сегодня так не хватает. Его слова, его отношения к искусству.

Мало к кому была такая сильная степень доверия, как к Никулину.

С режиссером Роланом Быковым на съемках фильма "Чучело"
С режиссером Роланом Быковым на съемках фильма "Чучело"
С Андреем Мироновым в фильме "Бриллиантовая рука"
С Андреем Мироновым в фильме "Бриллиантовая рука"

Сегодня завершить пост хочется стихами актёра Александра Панкратова-Черного из его первой книги. Там есть стихотворение о клоуне, который смешит публику, преодолевая боль:

Я — шут манежа, милый друг.
И космос мой — мое пространство —
В тринадцать метров светлый круг
Для риска, шуток и для танцев...
Я сверху вниз — не промахнусь,
В опилки зарывая душу.
Людскую боль, тревогу, грусть,
Как крепость из песка, разрушу.
Уважаемые читатели, если вы редко видите статьи канала «Копите впечатления» в ленте, обязательно загляните в подписки. Новые публикации выходят регулярно. Поддержите канал лайком и читайте о любимых актерах!

Еще из проекта "Лица Новодевичьего":