Anaal Nathrakh это британская блэк метал группа с весьма сомнительным названием, а уж для русского уха – так и вдвойне. Так что давайте сразу о главном, что за фигня с названием: оно было взято из фильма "Excalibur" 1981 года, означает "змеиное дыхание", якобы с ирландского, где оно (вроде бы как) фигурирует как некое заклинание. Не уверен, что "змеиное дыхание" это сильно лучше, но тем не менее, это хотя бы не то, о чем можно было бы подумать.
Группа была основана в 1999 году в Бермингхеме. Состав группы никогда не менялся: это вокалист V.I.T.R.I.O.L. (Dave Hunt) и мультиинструменталист Irrumator (Mick Kenney). Почти не менялся: начинали они как трио, был ещё басист Leicia, но он ушел ещё до начала записи дебютника. Стилистика Anaal Nathrakh сама по себе весьма уникальна и неповторима, фактически они играют в своём собственном жанре и являются единственным его представителем. Проще всего это описать как помесь блэк метала и грайндкора (aka blackened grindcore). Помню, раньше их ещё иногда причисляли к прогрессивному металу, но это полнейшая чушь и к счастью про это уже больше никто не вспоминает.
Total Fucking Necro (Compilation) (2002)
Единственный релиз с оригинальным басистом. Total Fucking Necro состоит из двух демок 1999 года. Изначально компиляция вышла в 2000 году, однако в 2002 она была переиздана с расширенным треклистом. На фоне остального материала группы тут говорить особо не о чем, оно намного ближе к обычному блэк металу чем абсолютно любой их альбом. От обычного блэка здесь явно отличаются две детали. Во-первых, скриминговый вокал явно куда более грайндкорный, во-вторых, драм-машина. Anaal Nathrakh абсолютно всегда используют драм-машину и обычно они это делают очень хорошо, прям практически как будто живой, но только не в данном случае. Демки всё таки. В прочем, даже на демках качество их драм-машины было весьма неплохим. Определённо заметно влияние Mayhem, причем далеко не только из-за двух каверов. В целом, данный релиз можно рекомендовать двум категориям людей: большим фанатам, а так же тем кому Anaal Nathrakh не нравятся из-за недостаточной блэк метальности. Если же вы ничего не знаете о группе, то это определённо не то с чего стоит начинать. Единственное чем данный релиз реально запоминается так это кавером De Mysteriis Dom Sathanas, получилось очень достойно, а так же первый раз когда Витриол показал себя как сильный, разносторонний вокалист. А так, часть песен были перезаписаны для других альбомов и все они в обновлённых версиях звучат куда лучше чем здесь. Ну и ещё можно послушать правильное произношение названия группы, в одноимённом треке.
The Codex Necro (2001)
Дебютник несколько стоит в стороне от остального творчества: всё ещё очень блэк метальный, а так же единственный альбом с (почти что) исключительно скриминг вокалом. Песни The Supreme Necrotic Audnance и The Technogoat были перезаписаны с демок, The Supreme Necrotic Audnance определённо имеет наибольшую популярность, являясь своего рода 'хитом'. Нельзя так же не выделить Paradigm Shift + Annihilation, которая является уникальным сплавом блэка с элементами драм'н'баса. В остальном же, это достаточно монотонная стена ударных и грайндкорной истерики на вокале. Конечно, уже даже тут очевидно, что Anaal Nathrakh это далеко не просто очередная блэк метал группа слишком грайндкорно и электронно для этого, но до пика их формы здесь ещё очень далеко. Более того, как по мне, то альбом немного излишне затянут, без последних двух треков можно было бы обойтись. А ещё, если кому интересно, то вступление к здешней версии The Technogoat взято из фильма "Горизонт Событий" (1997), на который у меня ранее уже был обзор.
When Fire Rains Down From The Sky, Mankind Will Reap As It Has Sown (EP) (2003)
Если вы оставите этот мини-альбом в стороне, то вы мало чего упустите. Нет, он вовсе не плохой, но на фоне большинства их полноформатов это весьма и весьма проходная вещь. Обычное издание содержит 6 треков, первые 4 из них – фоновая тарахтелка и сплошной лязг железа (тут во многом виноват продакшен). Неплохо, но не запоминается вообще ничем. Не то, чтобы последние 2 трека сильно лучше, но они всё же отличились вокалом. Всю песню Atavism спел Аттила из Mayhem, что с лёгкостью делает её одной из лучших на данном релизе. Финальный титульный трек является самой первой песней Anaal Nathrakh с использованием чистого вокала, но опять таки, так как данный релиз лютой популярностью не пользуется, то эта слава обычно уходит песне со второго полноформата. Расширенное издание 2006 года включает в себя ещё 3 песни, концертные записи – однозначно обходить стороной. Вообщем, ценности у всего этого релиза будет меньше чем у компиляции демок, только для заядлых фанатов.
Domine Non Es Dignus (2004)
Domine Non Es Dignus звучит существенно более дэт метально чем предшественник. Звук стал чище, сонграйтинг стал заметно менее монотонным (песни стали радикально более легко отличимы друг от друга), вокал тоже стал разнообразнее. Песни Do Not Speak и This Cannot Be The End стали первыми пробами пера с чистым вокалом и, как показала практика, добавление чистого вокала в долбёжный экстрим метал во многом обеспечило популярность данной группы. На альбоме присутствует сессионный музыкант, некий Ventnor, который выступил в роли дополнительного гитариста и вокалиста, но как именно он внёс – непонятно. Судя по тому, что (всеми любимая) Do Not Speak начинается с цитирования "1984", можно предположить, что оно о политической цензуре (что, кстати, немного пересекается с названием альбома "правление недостойного"). Вообще, Anaal Nathrakh никогда не публиковали своих текстов. Более того, подобно некоторым грайндкорщикам, иногда они тупо орут в микрофон, без текстов. Так что сказать о чем вообще их музыка с точки зрения лирики – крайне сложно. Судя по названиям треков, видимо всякий там фаталистический нигилизм. Возвращаясь непосредственно к альбому: может не из числа их лучших, но определённо лучший среди ранних. И вновь нельзя не вспомнить про Do Not Speak, которая первая показала, что Anaal Nathrakh умеют немного в мелодизм, если захотят. Правда, совсем уж немного.
Eschaton (2006)
Перед тем как сделать большой шаг вперёд Anaal Nathrakh сделали шаг назад. Трудно сказать чего именно хотела добиться группа этим релизом. В плане звука и общего настроения музло стало более светлым, но в то же самое время альбому как-то не хватает единого вектора: такое ощущение, что они хотели более доступный широкой публике альбом, но при этом почему-то решили, что нужно больше мало музыкального, грайндкорного нечто, вот и результат – такое вот что-то. И может оно было бы ничего так, но сонграйтинг сам по себе тоже почему-то взял шаг назад (в прочем, всё же разнообразнее чем дебютник). Выделяется Between Shit And Piss We Are Born с хитовым чистоголосым припевом, а так же универсально любимый около-грайндкорный боевичок The Destroying Angel, но вот в остальном же – достаточно однообразно и не запоминается. Eschaton стал вторым релизом группы на котором засветился Аттила, но, к сожалению, ему досталась худшая песня альбома, Regression To The Mean. Здесь так же имеется перезаписанная песня с демки, The Necrogeddon, но она только сливается с остальным материалом. Откровенно говоря, Eschaton долгое время оставался худшим полноформатом группы, хотя сам по себе, в отрыве от остального творчества, это вполне себе крепкий среднячок. Быть может предполагалось, что небольшая смена стиля подачи сможет привлечь внимание публики со стороны всяких там хардкоров и металкоров, но, очевидно, оно тоже не оправдалось.
Hell Is Empty And All The Devils Are Here (2007)
Четвёртый полноформат со Шекспировским названием стал альбомом на котором Anaal Nathrakh уже достигли своего истинного потенциала и выпускали один знаковый альбом вслед за другим. Данный релиз легко делится на две половины. Первая – в целом куда более коммерческая и со ставкой на чистый вокал, вторая – более экспериментальная и/или грайндкорная. Hell Is Empty And All The Devils Are Here это самый лёгкий альбом в дискографии Anaal Nathrakh, но знаете что? В случае такой группы я читаю что это скорее даже плюс: Hell Is Empty And All The Devils Are Here это наиболее хитовый, музыкальный и разнообразный альбом Anaal Nathrakh, что лично для меня делает его лучшим в их дискографии. Это так же чуть ли не единственный релиз группы где нет конкретного беспросветного грузняка, что делает его наиболее приятным для переслушивания, под более менее любое настроение. Если вы хотите услышать предел жести на которую способны Anaal Nathrakh, то это скорее всего не тот альбом на который стоит обращать внимание в первую очередь, но во всём остальном – с лёгкостью одна из лучших пластинок, лучшая лично для меня. Screaming Of The Unborn – моя любимая песня из их репертуара.
In The Constellation Of The Black Widow (2009)
С этим альбомом Anaal Nathrakh окончательно забетонировали своё место в зале вечной славы экстремального метала. In The Constellation Of The Black Widow преимущественно сохранил хитовость предшественника, но при этом стал намного брутальнее и мрачнее. Это ещё не был пик их популярности, но лично для меня In The Constellation Of The Black Widow это второй по годности альбом Anaal Nathrakh и если вдруг и появляется настроение вспомнить былое, то я обычно ограничиваюсь одним из этих двух альбомов ('07 или '09). Подобно другому экстремальному металу Anaal Nathrakh, никогда толком не заморачивались с необходимостью снимать клипы, More Of Fire Than Blood стал первым и до сих пор чуть ли не единственным клипом (в прочем, смотреть там не на что). Этот альбом так же стал последним когда они что либо перезаписывали с демки – Satanarchist, перезапись радикально превзошла свой оригинал. Не могу не отметить, что в здешней Blood Eagles Carved On The Backs Of Innocents британцы нагло сплагиатили рифф из популярной песни On Darkened Wings шведов Marduk, однако альбом настолько крут, что даже это простительно. О названии песни The Lucifer Effect – это совсем не то о чем вы могли бы подумать: речь о теории, что в определённых обстоятельствах чуть ли не любой хороший человек может сделать плохой выбор, в плане жестоких поступков и т.д. В прошлом (веке) было несколько громких психологических экспериментов на подобные темы, по ним потом даже снимали фильмы. В остальном же, это надо просто знать, уже считай золотая классика. Хотя быть может тут немного влияет то, что In The Constellation Of The Black Widow был первым мною услышанным альбомом данного коллектива.
Passion (2011)
Моё знакомство с Anaal Nathrakh началось именно тогда, когда Passion был их наиболее новой пластинкой. Похоже, что фанаты придерживаются универсально принятого мнения, что Passion слабее как предыдущего, так и следующего альбома, но это вовсе не значит будто бы он чем-то плох – это всё ещё топовый Anaal Nathrakh контент. Скорее просто более сдержанный... в прочем, не во всём. Например, Post Traumatic Stress Euphoria и Locus Of Damnation являются наиболее традиционно грайндкорными треками за всю их карьеру. В противовес, нельзя не отметить наличие нетипично продолжительного (для них) трека Drug-Fucking Abomination, а так же Tod Huetet Uebel с её дико истеричным вокалом (гость, лучше всего известен как бывший вокалист немецкой дарк метал группы Bethlehem). В остальном же, в Passion легко узнаётся Anaal Nathrakh того периода, пускай этот альбом и немного выбивается из общей колеи. Откровенно говоря, я даже не знаю почему этот альбом иногда вызывает поляризующие мнения – как по мне то, то всё чисто в духе данного коллектива. Быть может потому, что он немного 'экспериментален', по их меркам.
Vanitas (2012)
Можно спорить является ли Vanitas лучшим альбомом группы или нет, но то, что это был самый пик их популярности – это прям 100% и не подлежит ни малейшим сомнениям. Здесь их 'экстрим-метал-хит-поп-машина' вышла на максимум, особенно в плане засилья чистоголосых припевов, да и активного переключения между разными типами вокала в целом. Альбом, вне всяких сомнений, выдающийся и хитовый, но я его тогда конкретно затёр до дыр в 2012-ом, это видимо одна из причин почему я к нему после этого толком не возвращался. А так, если вы ходите выбрать один единственный альбом чтобы ознакомиться с группой и не уверены хотите ли слушать что-то ещё или нет, то Vanitas – отличный выбор. Песня Of Fire, And Fucking Pigs стала первым официальным синглом группы. Так же, только во время написания данной статьи я случайно узнал, что в Feeding The Beast оказывается присутствует Steeve Hurdle – бывший гитарист канадской прогрессивной дэт метал группы Gorguts, который как раз таки и скончался в 2012-ом году.
Desideratum (2014)
Дискография Anaal Nathrakh легко делиться на 3 периода: до 2006 включительно, когда они были годной группой, но ещё далеко до пика, золотой период 2007-2012, и полнейший отстой начиная с 2014. Имеется несколько как бы неплохих песен, но в конечном итоге оно как-то не о чем: лишенная какого либо вдохновения серая шумелка и долбёжка, не лишенная элемента самоплагиата, в которую периодически вставляются не особо уместные, но всё же хорошие чистоголосые припевы.
The Whole Of The Law (2016)
Предел их падения... пока что. Anaal Nathrakh почему то решили, что им нужен Desideratum дубль 2, данный релиз это просто максимально скучная и унылая поделка на и без того неудачный релиз. Обложка прям добивает альбом, подобно последнему гвоздю в гроб.
A New Kind Of Horror (2018)
Насколько бы не было плохо современное творчество данного коллектива, нельзя не признать, что A New Kind Of Horror явно существенно лучше всех других поздних релизов. Песня Forward! получила особенную популярность. Однако, как ни крути, но время этой группы осталось в прошлом, не получается у них больше, по крайней мере не на том уровне чтобы издавать аж целые полноформаты. Если вы хотите испытывать удачу с их современным творчеством, то тогда лучше всего именно с этим. Хотя я бы всё равно не советовал.
Endarkenment (2020)
Каковы шансы того, что Anaal Nathrakh записали бы Desideratum дубль 4? Крайне малы, но никогда не равны нулю, как видно благодаря существованию этого релиза. Серьезно: даже если вам по какой-то странной причине и нравится позднее творчество Anaal Nathrakh, но сколько раз подряд можно издавать буквально одно и то же? Как по мне, то уже даже наиболее упёртые фанаты должны были бы опомниться. Однако, быть может до группы всё таки дошло, что хватит уже заниматься самоклонированием, ибо больше никаких новинок от них до сих пор не было.