Кроме Пасхи, Светлого Христова Воскресения, Церковь особо выделяет в календаре еще двенадцать праздников. Их так и называют – двунадесятые. Рассмотрим их не по расположению в годичном круге богослужений, а в историческом порядке священных событий, которые и стали поводом для них.
Немыслимо для христианской души не ликовать о Рождении Пресвятой Девы Марии, Которая ключевым образом поучаствовала в деле Искупления.
Ее Введение в Храм Церковь также чтит, вспоминая, как по внушению Бога священник Захария провел Марию в святое святых – аналог алтаря современного храма, символ неба, духовного совершенства и будущего века, о котором предсказывали еще ветхозаветные пророки.
На Благовещение христиане вспоминают непорочное зачатие Девой Марией Мессии, когда Архангел Гавриил открыл Ей, что именно Она станет Богородицей.
На Рождество Христово мы вспоминаем, что Бог пришел ради нас в мир в нищете и беззащитности, убеждая нас в Своей жертвенной любви и в том, как Он нуждается в каждом из нас.
На праздник Сретения Господня вспоминается, как праведный Симеон и пророчица Анна, наконец-то, увидели ожидаемого ими Богомладенца, чем каждый христианин либо празднует свою личную встречу с Богом, либо возгревает надежду на нее.
Богоявление или Крещение Господне напоминает, как пророк Иоанн Предтеча указал на Мессию, когда Тот, в отличие от остальных людей, что приходили к Иоанну, вышел из воды, не назвав ни одного греха. После чего пошел в пустыню для искушения от сатаны и вышел оттуда на мессианское служение в силе духа.
Праздник Преображения Господня напоминает, как через трех ближайших учеников Иисуса нам были обещаны небесная слава и блаженство будущего века.
Вход Господень в Иерусалим – это воспоминание признания еврейским народом Иисуса Человеком, воистину пришедшим от Бога, после того, как Тот сотворил чудо воскресения праведного Лазаря, тело которого уже начало разлагаться.
День Вознесения Господня напоминает нам, что Иисус сделал природу человека полностью божественной, чем реализовал изначальный план Небесного Отца. Со дня Вознесения владыкой всего сущего стал именно Человек.
День новозаветной Пятидесятницы напоминает нам, что после Схождения на древнюю Церковь Святого Духа, она наделена полнотой духовных дарований. У каждого христианина есть личная Пятидесятница – участие в Таинстве Миропомазания, которое происходит сразу после Крещения. На некоторых людях благодатные дарования усугубляются. Это касается священнослужителей, когда они проходят Таинство Хиротонии, и в еще не таком далеком прошлом – православных царей.
На Успение Пресвятой Богородицы христиане вспоминают мирную кончину Девы Марии и последовавшее за этим Ее восстание из мертвых. Этот праздник обнадеживает нас в том, что Богородица всегда с нами, и обетования будущего века все продолжают и продолжают сбываться над человеческим родом.
Праздник Воздвижения Креста Господня напоминает, как благочестивая царица Елена по просьбе своего сына – святого Константина, нашла тот самый Крест Господень. Чудо оживления от Креста мертвеца, которого хотели похоронить, укрепило веру народа. День Воздвижения напоминает нам, что сила животворящего Креста всегда с нами, что она никогда не замедлит защитить и укрепить нас.
Вход Господень в Иерусалим, Воскресение Христово, Вознесение Господне и Сошествие на Церковь Святого Духа имели между собой короткие временные интервалы, измеряемые днями, поэтому в церковном календаре празднование этих событий сдвигается вместе с Пасхой в соответствии с этими интервалами. Эти праздники называются переходящими.
Так почему же Пасха каждый год в разные дни?
Понятно, что исторически восстание Господне из мертвых состоялось в некой определенной временной точке года. Согласно Писанию, Воскресение Господне произошло в день еврейского праздника Песах, в который евреи вспоминают освобождение из египетского рабства. У евреев это день первого полнолуния после весеннего равноденствия.
Следовательно, определить точную дату Христова Воскресения можно, зная, насколько именно отстоят от нас годы земной жизни Мессии.
Самый известный исследователь вопроса конкретности лет жизни Иисуса – римский монах Дионисий Малый, живший задолго до раскола Восточной и Римской Церквей. Очень популярна критика, согласно которой Дионисий ошибся с годом Рождества Христова на временной отрезок длительностью от 4-х до 7-ми лет. Но некоторые исследователи сопоставляют данные Дионисия Малого с данными других церковных историков, среди которых много почитаемых святых, и приходят к выводу, что монах ошибался на период, не превосходящий одного года.
Поскольку божественное дело Искупления человека состоялось, Песах сохранил свой смысл лишь для тех евреев, которые не уверовали в истинного Мессию. Поэтому в 325 году Церковь на Первом Никейском Соборе постановила праздновать христианскую Пасху после еврейского Песаха. То есть, сначала определяется первое после весеннего равноденствия полнолуние, потом следующий после полнолуния воскресный день, а от него, в свою очередь, выстраивается Великий пост и даты переходящих двунадесятых праздников.
На всякий большой церковный праздник Церковь рекомендует христианам причащаться Святых Тайн, чтобы духовно пережить величайшие в истории человеческого рода события.