Найти в Дзене
ГК «Аквариус»

Интервью Дмитрия Титова Forbes о стартапах и инвестициях

Вопрос: Какие технологии приоритетны для инвестирования и способны принести заметный результат? Дмитрий Титов: Я могу только говорить за отрасль, в которой работаю - за радиоэлектронику. Обращу внимание, что в послании Федеральному собранию президент дал отдельные поручения для того, что поддержать производителей серверов и систем хранения данных в Российской Федерации. Одним из крупнейших производителей в нашей стране является «Аквариус». Мы производим базовые изделия, технику, которые обеспечивают информационный суверенитет государства не только в области технологий, но и в области жизни. Хранение данных, их обработка и передача — это то, на чем сегодня строится вся экономика и промышленность, то есть частная жизнь людей: банки, магазины, покупки, доставки и так далее. Это первое. Второе - очень интересно развивается направление, которое раньше называлось автоматизацией, а сейчас ─ работа с данными в области промышленности. Оно включает в себя процессы оптимизации управления промышл
Бизнес-завтрак "Внутренние разработки vs. Открытые инновации" (https://fcongress.forbes.ru/innovations-cipr)
Бизнес-завтрак "Внутренние разработки vs. Открытые инновации" (https://fcongress.forbes.ru/innovations-cipr)

Вопрос: Какие технологии приоритетны для инвестирования и способны принести заметный результат?

Дмитрий Титов: Я могу только говорить за отрасль, в которой работаю - за радиоэлектронику. Обращу внимание, что в послании Федеральному собранию президент дал отдельные поручения для того, что поддержать производителей серверов и систем хранения данных в Российской Федерации. Одним из крупнейших производителей в нашей стране является «Аквариус». Мы производим базовые изделия, технику, которые обеспечивают информационный суверенитет государства не только в области технологий, но и в области жизни. Хранение данных, их обработка и передача — это то, на чем сегодня строится вся экономика и промышленность, то есть частная жизнь людей: банки, магазины, покупки, доставки и так далее. Это первое.

Второе - очень интересно развивается направление, которое раньше называлось автоматизацией, а сейчас ─ работа с данными в области промышленности. Оно включает в себя процессы оптимизации управления промышленным парком и создание промышленных платформ, которые объединяют в себе все ─ от разработки нового изделия до работы с потребителем. Это интересное новое будущее, которое может сильно поменять парадигму и экономики, и организации промышленности, и взаимоотношения производителя с потребителем продукции.

Третье — это предиктивная аналитика. Мы всегда хотим знать и предполагать заранее, что у нас может где-то с чем-то случиться. Это дает огромный эффект. Сегодня ремонт всех изделий, сложных машин (без исключений), строится по регламенту, написанному на основании предыдущего опыта и исследований, связанных с изучением жизненного цикла устройств. Поэтому, когда мы будем ремонтировать изделия, исходя из их физического состояния, мы сэкономим очень много сил, средств, людей и денег, но самое главное – у нас снизятся эксплуатационные и производственные риски. Это тоже может сильно повлиять на многие экономические показатели практически во всех отраслях.

Вопрос: Где технологии «приживаются» успешно, а какие отрасли страдают и нуждаются в стимуле?

Дмитрий Титов: Когда говорим про технологии, мы, конечно, подразумеваем, что это то, что улучшает качественные и количественные характеристики, ценовые показатели какого-то конкретного изделия, продукта или услуги. В отраслях, где есть конкуренция между предприятиями, конкуренция за заказчика и потребителя. Конкуренция, которая вынуждает бороться за лучшие характеристики продукта, требует всегда что-то новое. Современный бизнес строится на непрерывном улучшении продукта, который он производит. Для этого нужны инновации, что-то новое, но если нет конкуренции, то нет смысла что-то улучшать. Там ничего не приживается.

Вопрос: Как изменилось взаимодействие корпораций и стартапов за последний год?

Дмитрий Титов: Мир изобретательства, мир появления нового, конечно, сильно изменился после того, как эпоха интернета стала доминировать в информационном пространстве. Раньше, напомню, были научно-исследовательские институты, большие исследовательские подразделения при корпорациях. Они определяли всю инновационную повестку. Они собирали информацию тем или иным образом: как из газет или журналов, конференций, так и внутри себя что-то выдавали новое. Потом убеждали потребителя, что вот это именно ровно то, что ему нужно. По крайней мере, так было в 60-е годы. Этот процесс подробно описан у Джона Кеннета Гэлбрейта в книге «Новое индустриальное общество», очень популярной в те годы в мире и в Советском Союзе. Здесь ее многие читали, делали свои выводы.

Благодаря тому, что доступ к информации стал простым и практически неограниченным, сегодня можно изобретать дома, как бы ни звучало наивно. Потому что не надо ходить в библиотеку, не надо ходить в институт. Появилась новая инфраструктура – с новациями, работой с новыми идеями, концепциями. Многие корпорации сейчас уходят от традиционной модели (или уже ушли) - работать только внутри. Они смотрят, что происходит снаружи, собирают своего рода «ростки». Какие-то им кажутся неинтересными, поэтому они ими не занимаются, а те, что интересные – «поливают», чтобы «выросло». Есть еще технологии, но я в ботаническом смысле постараюсь описать. Может быть, что-то загнивает и не вырастает или ломается. Но также появляются цветы, деревья, которые прекрасно встраиваются в продукт, или они сами дают новый. Так на рынке появляется предложение чего-то нового.

Поэтому сегодня это такой симбиоз крупного «тела» под названием корпорация и многих игроков рынка поменьше. Их взаимообмен дает то, чем мы можем пользоваться: смартфонами, планшетами, а каждые 2-3 недели получаем интересные обновления, улучшения. Это продукт взаимодействия корпораций и группы увлеченных, интеллектуальных людей с сильной волей, которые не боятся изобрести и попробовать новое, а затем попробовать предложить это широкому рынку. При этом они часто не имеют огромной инфраструктуры, которая есть у крупных организаций. Это интересный, новый путь, который тоже является магистральным для рождения нового – взаимодействие большого и маленького на новой основе.

Вопрос: Я молодой предприниматель, что сделать, чтобы «Аквариус» инвестировал в мой проект?

Дмитрий Титов: Для начала вам надо найти на сайте «Аквариуса» ссылку на наш акселератор и зарегистрироваться.

Там есть табличка, где в достаточно простой форме надо написать, что хочется делать и что для этого есть, какая идея и где она может быть применима. Со своей стороны мы либо ответим, что это не сюда, потому что, допустим, «Аквариус» не производит медицинские изделия, а производим серверы – а вы хотите в этом смысле поддержки от нас. Либо мы возьмем это в работу и после нескольких экспертиз вернемся. Если нам будет еще интереснее, то будем давать деньги на то, чтобы тестировать те гипотезы, с которыми вы к нам пришли. Может быть, вы дойдете до внедрения в продукт, а может быть, мы где-то посередине поймем, что это «не полетит», или это не масштабируемо, или это недоработано, то тогда мы расстанемся. Мы потратим деньги, вы потратите время, но улучшите свой продукт. Мы тоже чему-то научимся.

Вопрос: Какие топ-3 ошибки совершают молодые предприниматели на этапе поиска и привлечения инвестора?

Дмитрий Титов: Коротко звучит так: пришли не с тем, не к тем, и рано бросили бороться за инвестиции. Если говорить чуть шире, то стартап не должен искать какого-то счастья и чудес. Он должен сначала изучить профиль компании, куда идет – идет ли он туда, куда нужно? У него должна быть построена бизнес-модель: ресурсы, люди, минимальный продукт, юнит-экономика. Есть набор данных, которые описаны в известной книжке Остервальдера (прим. - Алекс Остервальдер и Ив Пинье «Построение бизнес-моделей»). В ней автор пытается систематизировать вещи по бизнес-моделям, по подходам. Это все должно быть отражено, поскольку иначе непонятно, где это может быть применимо. Наверное, это первое ─ идея должна быть описана в таких терминах и формате, который понимают люди, к которым идут предприниматели. Это же к людям идет стартап, и стартап — это тоже люди, то есть люди идут к людям. Они должны разговаривать на примерно на одном языке и предлагать те вещи, которые там хотят слышать.

Второе — это надо четко изучить, как бы это ни было сложно, к кому ты идешь. Идти к президенту компании – это один подход, один рассказ, идти к техническому сотруднику – другой рассказ, а к финансисту – третий рассказ. Поэтому тут тоже требуется время. Иногда это более важно, чем само содержание продукта.

Третья часть — это не поиск «клада» или, точнее, может быть, как раз наоборот - поиск клада. То есть нет такого, что стартап пришел и ему сразу выдали деньги. Не удалось раз, не удалось два ─ нужна выдержка, нужна выносливость. Это та вилка, которая, может быть, сразу в розетку не войдет – с ней надо поработать. Нельзя бросать начатый процесс, если ты веришь в продукт.

Оригинальное видео доступно по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=9r3uRneeJGo