18,2K подписчиков

Верховный суд сделал обобщение практики по спорам о нарушениях авторских и смежных прав в интернете

Верховный суд опубликовал Обзор судебной практики о защите авторских и смежных прав в сети Интернет. В документе содержится анализ 41 знаковых дел за период 2019–2023. Рассказываем о ключевых тезисах.

Верховный суд опубликовал Обзор судебной практики о защите авторских и смежных прав в сети Интернет. В документе содержится анализ 41 знаковых дел за период 2019–2023. Рассказываем о ключевых тезисах.

ГЛАВНОЕ ОБ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ПРАВАХ

Физическое лицо или юридическое лицо, наделенное исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности (далее по тексту — правообладатель), может пользоваться результатами интеллектуального труда любым законным способом (см. пункт 1 статьи 1229 Гражданского кодекса, далее — ГК РФ).

Правообладатели вправе запретить или, наоборот, разрешить другим пользоваться своими произведениями или исключительными правами на них. Отсутствие запрета не приравнивается к согласию.

ПРАВОВАЯ ОХРАНА ОБЪЕКТОВ АВТОРСКИХ И СМЕЖНЫХ ПРАВ

Судьи должны определить, являются ли звуковое сопровождение и текст единым объектом прав (пункт 1 Обзора). Если являются, то использовать часть такого объекта отдельно от другой части недопустимо (пункт 2).

Лицо, которое подвергло произведение творческой переработке (то есть создало так называемое «производное произведение»), наделено правом на результат своего интеллектуального труда. Исключительное право охраняется законом безотносительно к правовой защите исходных произведений (пункт 3).

Интересный пример из Обзора: истец подал на ответчика в суд за рекламу статуи льва, так как до этого им была сделана такая же скульптура (то есть речь шла о копии копии). Суды отказали заявителю в защите права, так как изначальным автором скульптуры выступал известный художник. Оригинальное творение увидело свет еще в 1873 году.

Суды ранее придерживались мнения, что производные произведения лишены новизны и оригинальности, поэтому отказывали в их правовой охране только на этом основании. Верховный суд решил проблему определения предмета смежных прав, подлежащих защите.

Верховный суд расставил все точки над i в вопросе определения прав авторов смежных произведений. Если человек внес свою творческую лепту в чужие произведения, то стал правообладателем переработанного произведения. Его права охраняются наравне с правами авторов оригинальных произведений.

Максим Ильяхов, автор нашумевшего бестселлера «Пиши, сокращай», подал в суд на компанию «Смарт Ридинг». Юридическое лицо планировало продавать краткий пересказ произведения без его согласия. Судья согласился, что подобная самодеятельность недопустима, и взыскал с онлайн-сервиса 6,5 млн рублей.

Таким образом, публиковать краткий пересказ книг в интернете («саммари») без согласия автора и иных законных оснований недопустимо (пункт 4).

Дизайн интернет-портала признается объектом права автора, если имели место творческие изыскания разработчика сайта (пункт 5).

Распространение фонограмм с текстами без письменного согласия лицензиатов недопустимо, кроме случаев свободного распространения и использования (пункт 6).

ЗАЩИТА ОБЪЕКТОВ СМЕЖНЫХ ПРАВ

Произведения, размещенные в интернете, нельзя копировать без согласия правообладателей (пункт 7). Неправомерным также признается размещение произведения, если автор одной из частей единого произведения не давал на то согласия (пункт 8).

Распространять без согласия правообладателей музыку в составе роликов, презентаций, записей ТВ-передач и других аудиовизуальных произведений, в интернете недопустимо — (пункт 9).

Пример из практики: создатель «Зимушки-зимы» продал права на песню телекомпании «Вид», снимающей передачу «Поле Чудес». Телекомпания продала выпуск ТВ-передачи Первому каналу, в последствии разместившему запись в сети. Такие действия ответчика по спору были признаны судом незаконными.

Даже если автор согласился на печать своего произведения с целью публичного распространения в газете или журнале, это еще не значит, что можно размещать текст в сети (пункт 10). Параметры размещения публикаций в публичном пространстве обговариваются отдельно.

Если лицензиату позволили разместить медиаконтент на одном ресурсе, он обязан согласовать с правообладателем размещение материала на других сайтах (пункт 11).

Имя автора и ссылка на сайт указываются по каждому цитируемому произведению (пункт 12). Если такая информация отсутствует, это не значит, что можно свободно цитировать чужой текст (пункт 13). Чтобы не нарушить правила цитирования, нужно определить автора цитаты и дать ссылку на первоисточник (пункт 14).

УСТАНОВЛЕНИЕ ВЛАДЕЛЬЦЕВ САЙТОВ И ИНФОПОСРЕДНИКОВ
УСТАНОВЛЕНИЕ ВЛАДЕЛЬЦЕВ САЙТОВ И ИНФОПОСРЕДНИКОВ

По умолчанию объектами прав пользуются владельцы ресурсов (администраторы доменных имен) (пункт 15). Одна из главных задач судов — определить, кто выступает в роли информационного посредника (пункт 16).

Размещение ссылок на контент со сторонних ресурсов подпадает под посредническую деятельность (пункт 17). Признаваться инфопосредниками могут как владельцы сайтов, так и владельцы приложений (пункт 20).

Ключевым моментом при определении статуса распространителей контента является коммерческая направленность деятельности владельцев ресурсов. Если администратор сайта или приложения зарабатывает деньги за счет использования или продажи размещаемых материалов, он не признается инфопосредником (пункты 18 и 19).

ВЫЧИСЛЕНИЕ РАЗМЕРА КОМПЕНСАЦИИ ЗА НАРУШЕНИЕ АВТОРСКИХ И СМЕЖНЫХ ПРАВ

Компенсацию за нарушение прав автора определяются после комплексного анализа правовой ситуации, в том числе длительности и систематичности правонарушения (пункт 21).

Многократное размещение картинок на разных страницах сайта или ресурсах признается одним нарушением при наличии единых намерений у лица, опубликовавшего такие изображения или фотографии (пункт 22).

Учитывается каждый факт скачивания экземпляра неправомерно размещенного произведения (пункт 23). В то же время наличие ссылки для загрузки файла на конкретном ресурсе признается одним длящимся правонарушением (пункт 24).

Суд в любом случае принимает во внимание количество загрузок при определении величины компенсации.

Смена формата картинки или обрезание фото без внесения самостоятельных элементов творчества не влечет за собой появление нового произведения (пункт 25).

Если каждое отдельное действие по воспроизведению произведения не имеет по себе смысла, то последовательность таких действий признается единым нарушением (пункт 26).

Если владелец интернет-ресурса неправомерно пользуется чужим произведением, а данные об авторе удалены, компенсацию взыскивают за одно длящееся правонарушение (пункт 27).

Компания из Британии пыталась взыскать 700 000 рублей с администрации сайта за публикацию объявления о продаже продукции с изображением мишки Тедди. Судья взыскал с ответчиков 100 000 рублей. Платить пришлось как владельцу онлайн-ресурса, так и предпринимателю, который занимался продажей продукции.

Вывод: выставление на продажу носителя информации, созданного с нарушением прав правообладателей, и реализация такого носителя — это одно нарушение. Нарушители несут солидарную ответственность (пункт 28).

Суд может признать действия по неправомерному использованию объектов авторского права единым нарушением при наличии доказательств совместных действий правонарушителей (пункт 29).

ПРОЧИЕ СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Судьи могут обязать нарушителей компенсировать авторам моральный вред, даже если они утратили право на свои произведения. Речь идет о нарушении неимущественных авторских прав, допущенных при публикации контента на сайтах и в соцсетях без ссылки на автора (пункт 30).

Пример из практики: собственник квартиры сделал фото комнат своей квартиры и опубликовал на domclick.ru. Фотографиями воспользовался ИП: добавил на изображения лого и разместил их на Циане, Яндекс.Недвижимости и еще двух подобных сайтах без указания имени автора и ссылки на его страницу. Создатель фото выиграл суд.

Пресечь нарушение авторских и смежных прав возможно, предъявив такое требование к лицам, опубликовавшим ссылки для покупки нелегальных экземпляров произведений (пункт 31).

Судьи должны принимать решение об установлении запрета на создание технических условий для распространения объектов прав с учетом нарушений, выявленных на каждой из страниц определенного веб-ресурса (пункт 32).

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СРОКОВ ИСКОВОЙ ДАВНОСТИ (СИД)

Течение исковой давности в рассматриваемых делах начинается с момента, когда правообладатель понял, к кому предъявлять исковые требования (пункт 33). При этом взыскать компенсацию с нарушителя прав через суд можно лишь за последние 3 года (36 месяцев) (пункт 34).

ПРАВИЛА ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЦЕССУАЛЬНО-ПРАВОВЫХ НОРМ

Суды могут объединить несколько дел о неправомерном размещении данных на разных сайтах, принадлежащих одному и тому же владельцу (пункт 35). Во внимание принимаются различные доказательства, включая надлежаще заверенные скрины с адресом онлайн-ресурса и временем распечатки (пункт 36).

ПРАКТИКА РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ О ПРИНЯТИИ ОБЕСПЕЧИТЕЛЬНЫХ МЕР

Чтобы применить меры по статье 144.1 ГПК РФ к ответчику, придется доказать наличие у истца исключительного права на спорный объект интеллектуальной собственности. Суду важно установить факт неправомерного использования контента на определенном сайте (пункт 37).

Примечательно, что заявление об обеспечительных мерах могут удовлетворить даже при отсутствии информации об адресе регистрации ответчика (пункт 38).

Судьи при рассмотрении дел о принятии предварительных обеспечительных мер не разрешают вопрос о наличии у истца исключительных авторских или смежных прав на результаты интеллектуального труда, не оценивают критерии достаточности, относимости и допустимости доказательств по делу (пункт 39).

Любопытно, что удаление спорного контента к началу судебного рассмотрения дела не влечет отказ в удовлетворении требований (пункт 40).

Иск может быть удовлетворен при наличии решения, ранее вынесенного судом в пользу того же истца по схожему делу (пункт 41).

ВМЕСТО ВЫВОДОВ

Обзор имеет важное значение для представителей креативных индустрий, владельцев онлайн-ресурсов, селлеров и рядовых пользователей.

Если имя автора контента узнать не получается, лучше не публиковать текст, картинку или фото. Владельцам веб-ресурсов, предоставляющим услуги за плату, нужно быть особо осторожными. Ведь их могут привлечь к ответственности, если размещенные им сведения так или иначе относятся к оспариваемому контенту.