Любой человек сталкивается с критикой в свой адрес. Но если взрослые, в силу опыта и эмоциональной устойчивости, способны выявить конструктивную составляющую критики, то ребенок чаще всего воспринимает ее как оценку собственной личности. Отсюда бурные реакции, вызванные обидой, гневом, страхом.
Кандидат психологических наук, доцент кафедры детской и семейной психотерапии факультета консультативной и клинической психологии Московского государственного психолого-педагогического университета Мария Булыгина объяснила, как помочь ребенку нормально реагировать на критику.
Говоря о помощи ребенку в подобной ситуации, следует выделить два аспекта.
Первый связан с тем, как критиковать, не обижая ребенка и добиваясь конструктивного результата. Второй – с тем, как помочь ребенку справиться с теми негативными чувствами, которые вызывают замечания.
Что делать?
- Если необходимо указать на ошибки и добиться их исправления, важно говорить спокойно и рассудительно, объяснить, в чем вы видите неточность, небрежность и почему важно это исправить.
- Излагая свою позицию, необходимо донести до ребенка мысль, что ошибаются все, не все сразу получается качественно и красиво, но важно стремиться к лучшему.
- Критика должна быть дозированной. То есть, даже если «все плохо», надо найти то, что «хорошо», то за что можно похвалить ребенка.
- Необходимо избегать «Ты-высказываний». Особенно негативных и уничижительных («лентяй», «глупый», «все делаешь неправильно» и т. д.). Такие фразы воспринимаются как личностная оценка, а не как оценка конкретного поступка или ситуации.
- Указывая на ошибки в чем-либо, важно быть в сотрудничестве с ребенком. Предложить ему вместе разобраться в ситуации, взглянуть на нее со стороны.
Как помочь ребенку справиться с негативными чувствами, вызванными замечаниями?
- Нельзя игнорировать детские чувства обиды, гнева, страха и т. п. Пренебрежение детскими переживаниями подрывает доверие между родителем и ребенком. Поэтому дайте ему возможность озвучить свои мысли и переживания, выслушайте его. Нужно дать ребенку успокоиться. Для него важно, что родитель его принимает таким, какой он есть, любит и поддерживает.
- Важно научить ребенка грамотно реагировать на критику, отделять конструктивную часть от эмоционального фона. Ребенку надо объяснить, что тот, кто сделал ему замечание, не хотел его разозлить или обидеть, он высказал свою позицию. И эта позиция необязательно верная, поэтому на критику можно отвечать.
- Нужно объяснить ребенку, что если он будет долго обижаться или злиться, то у него не останется времени на хорошее настроение. Поэтому чем быстрее удастся разобраться в ситуации, тем быстрее у него наладится настроение, и он снова станет веселым.