Найти в Дзене
Вдоль по Питерской

И под его творящею рукою Холодный мрамор оживёт! Скульптор Марк Антокольский похоронен на Еврейском кладбище Петербурга

Летом нынешнего года я побывал на Еврейском кладбище Петербурга. У меня на канале есть достаточно подробный рассказ об этом месте упокоения питерских иудеев - интересующиеся могут прочитать о нём в материале "От Розенбаума до иудея Гитлера - небольшая экскурсия по Еврейскому кладбищу Петербурга". Есть и небольшой видеосюжет в формате слайдшоу - "От Розенбаума до Гитлера - небольшая экскурсия по Еврейскому кладбищу Петербурга", где больше фотографий, чем в текстовом варианте. Здесь похоронено много интересных и даже выдающихся личностей. Об одном таком человеке я решил рассказать более детально. Это Марк Матвеевич Антокольский. Впрочем, Марк Матвеевич на самом деле был Мордухом Матысовичем. Марком, а, точнее, Маркусом, он стал называть себя уже после того, как переехал из своего родного Вильно в столичный Петербург. Да и фамилия Антокольский - это тоже дело случая. Просто, когда Николай Первый повелел всем евреям бывшей Речи Посполитой, после раздела частью вошедшей в Российскую империю

Летом нынешнего года я побывал на Еврейском кладбище Петербурга. У меня на канале есть достаточно подробный рассказ об этом месте упокоения питерских иудеев - интересующиеся могут прочитать о нём в материале "От Розенбаума до иудея Гитлера - небольшая экскурсия по Еврейскому кладбищу Петербурга". Есть и небольшой видеосюжет в формате слайдшоу - "От Розенбаума до Гитлера - небольшая экскурсия по Еврейскому кладбищу Петербурга", где больше фотографий, чем в текстовом варианте. Здесь похоронено много интересных и даже выдающихся личностей. Об одном таком человеке я решил рассказать более детально. Это Марк Матвеевич Антокольский.

Марк Антокольский. Фото wikimedia.org
Марк Антокольский. Фото wikimedia.org

Впрочем, Марк Матвеевич на самом деле был Мордухом Матысовичем. Марком, а, точнее, Маркусом, он стал называть себя уже после того, как переехал из своего родного Вильно в столичный Петербург. Да и фамилия Антокольский - это тоже дело случая. Просто, когда Николай Первый повелел всем евреям бывшей Речи Посполитой, после раздела частью вошедшей в Российскую империю, взять себе русские фамилии, то дед скульптора, живший в местечке Антоколь в Вильно, не мудрствуя лукаво, и назвался Антокольским. Это и стало наследственной фамилией всех его потомков.

Антоколь. Фото etoretro.ru
Антоколь. Фото etoretro.ru

Ну, а в детстве его звали Мотей, он рос в многодетной еврейской семье Матыса Антокольского, в которой будущий великий скульптор был четвёртым ребёнком. Интересно, что до него у Матыса Янкелевича рождались лишь сыновья, а после рождения Мордуха на свет появлялись только дочери. К слову, с годом рождения Марка Антокольского в различных источниках до сих пор путаница. Например, в большинстве разных энциклопедий - от Большой Советской до Художественной - называется 1843 год. На его могильном памятнике выбит 1842-й. Этот же год и в справочнике "Петербургский некрополь", изданном Великим князем Николаем Михайловичем в 1912 году. Возможно, автор просто руководствовался датой на памятнике (что вполне, кстати, логично).

Страница из справочника "Петербургский некрополь". Фото vivaldi.nlr.ru
Страница из справочника "Петербургский некрополь". Фото vivaldi.nlr.ru

Но в Государственном историческом архиве Литвы не так давно была обнаружена канцелярская книга виленского городского раввина, в которой содержится запись о рождении 2 ноября и обрезании 8 ноября 1840 года сына Матыса Антокольского Мордуха. Да и не мог он появиться на свет в 1843-м, так как в апреле этого года родилась его сестра Блюма-Рывка.

Почему-то часто пишут, что рос он в бедности, хотя, на самом деле, семья Антокольских была среднего достатка, они содержали трактир и чайную. Марка с детства тянуло к рисованию, хотя это было очень не характерно для евреев. Ведь в Торе содержится прямой запрет:

Не нарушай запрет, делая себе форму подобия любого образа: изображение мужчины или женщины, изображение всякого животного, которое на земле; изображение всякой птицы крылатой, летящей по небу; изображение всякой твари, ползающей на земле; изображение всякой рыбы, которая в водах, что ниже земли.

Собственно, поэтому на могильных памятниках ортодоксальных иудеев нельзя помещать их фото. Хотя, разумеется, этот запрет уже давно не особо соблюдается. Интересно, что другой знаменитый еврей - друг Антокольского живописец Исаак Левитан в своё время поклялся отцу, что рисовать людей и животных не будет. И стал пейзажистом - ведь запрета изображать озёра, поля, деревья и прочие растения священные иудейские книги не содержат.

Исаак Левитан. "Лесное озеро" (1890)
Исаак Левитан. "Лесное озеро" (1890)

А вот Антокольский своему набожному отцу не давал обещания не изображать людей. И в уже упомянутой мной чайной как-то проявил свой талант художника. Когда та только обустраивалась, маляр разрисовал синими листьями печь, в которую был встроен котёл. Юный Мордух, дождавшись времени, когда отца не было дома, решил улучшить рисунок и дорисовал на печи водовоза с лошадью, везущей бочку с водой. Рисунок получился очень реалистичный, особенно разлетавшиеся из бочки капли воды. Но отец, по возвращении домой, таланта не оценил - и будущий скульптор был серьёзно наказан:

Моя страсть не была понятна отцу, и он не только не поощрял, но и жестоко преследовал ее.

Сам Антокольский о своём детстве вспоминать не очень любил:

Детство моё слишком мрачно, да так мрачно, что я с содроганием вспоминаю. Я был нелюбимым ребёнком, и мне доставалось от всех. Кто хотел бил меня, даже прислуга; а ласкать меня никто не ласкал. Я донашивал старые одежды, меня звали "истуканом", "оловянные руки". Я справлял в семействе должность рабочей лошади. Не унижала меня только мать моя.

Отец Моти всех своих сыновей желал видеть людьми ремесленными. Тринадцатилетнего Мордуха он отправил сначала на учёбу к позументщику - мальчик должен был научиться изготавливать золотую и серебряную тесьму. Но тот быстро сбежал и стал подмастерьем у резчика по дереву. Подросток помогал мастеру создавать коробки-шкатулки, рамы для картин, футляры, шкафы. Работал он подмастерьем несколько лет, а однажды, увидев репродукцию картины Ван Дейка "Христос и Богоматерь", вырезал головы Христа и Богоматери в дереве. Случайно зашедшая в мастерскую жена местного губернатора Анастасия Назимова была поражена, увидев это настоящее произведение искусства. По другой версии, Антокольский вырезал на кости портрет её мужа и смог передать его губернатору. Анастасия Назимова слыла покровительницей искусств, везде разыскивала таланты и захотела познакомиться с автором портрета. Как бы то ни было, Анастасия Александровна написала письмо своей петербургской подруге, фрейлине великой княгини Елены Павловны баронессе Эдитт Раден, в котором попросила ту содействовать поступлению талантливого юноши в Академию художеств. Она же вместе со своим мужем смогла убедить отца Антокольского, что его сыну необходимо учиться в Петербурге. Назимова дала ему денег на поездку, и в ноябре 1862 года тот встретился с профессором Николаем Пименовым, преподававшем в скульптурном классе Императорской академии художеств. И чуть было не оконфузился:

От баронессы Э. я получил письмо к профессору Пименову, который похвалил мою работу из дерева, имевшуюся при мне и осведомился относительно моего рисования. "Куда мне так рисовать, как здесь рисуют!" - подумал я и отвечал, что рисовать не умею. Этим я чуть не наделал себе беды, так как в Академию принимаются только умеющие рисовать.

Впрочем, всё завершилось удачно - Антокольскому разрешили посещать скульптурный класс, а подучиться рисовать он должен был в школе.

Учась в Академии Антокольский подружился с художниками Генрихом Семирадским, Константином Савицким, Виктором Васнецовым. Но особенно он сблизился с Ильёй Репиным, с которым долгое время жил в одной комнате.

Илья Репин. "Автопортрет" (1878)
Илья Репин. "Автопортрет" (1878)

Илья Ефимович написал несколько портретов Антокольского, хранящихся сейчас в различных картинных галереях.

Илья Репин. "Портрет скульптора Марка Матвеевича Антокольского", 1914
Илья Репин. "Портрет скульптора Марка Матвеевича Антокольского", 1914

Те несколько лет, что Репин и Антокольский прожили в одной комнате, скульптор соблюдал законы иудаизма: по субботам никогда не работал, по утрам молился, а религиозные праздники всегда посвящал молитве. Художник был так впечатлён набожностью своего соседа, что даже написал портрет Антокольского в талите - молитвенном облачении иудея.

И. Репин. "Портрет М. Антокольского после утренней молитвы", 1866
И. Репин. "Портрет М. Антокольского после утренней молитвы", 1866

Интересно, что по воспоминаниям праправнучки сестры Антокольского по линии Виленских (это линия матери скульптора), скульптор формально принял православие:

В прессе практически не упоминается то, что Марк (Мордехай) Антокольский вынужден был принять православие буквально под пытками - он рассказывал своей сестре – моей прапрабабке Элке - что перед ним поставили условие: либо академия художеств, либо иудаизм. А чтобы было понятнее, его избили (били палками по пяткам). Однако в душе он навсегда остался иудеем и соблюдал все обычаи и обряды.

Сложно сейчас сказать, как оно было на самом деле, но Антокольский в Петербурге действительно взял православное имя, максимально близкое по звучанию к его имени еврейскому, а так делали, согласно закону о еврейских фамилиях от 1850 года, в случае перехода иудея в христианскую веру. Так что, определённое зерно в воспоминаниях праправнучки великого скульптора имеется.

Уже через два года обучения в Академии - осенью 1864-го - на отчётной выставке он получил Малую серебряную медаль. Вообще-то, он даже не должен был в этой выставке участвовать - работы вольнослушателей к ним не допускались - но для Антокольского было сделано исключение, настолько она была хороша. Известный художественный критик Владимир Стасов так писал об этом небольшом, размером всего в книгу, горельефе:

Перед вашими глазами окно, из которого до пояса высунулся еврей портной в ермолке, вдевающий нитку в иголку. Это маленький, очень выпуклый рельеф- целая картина. Лицо старика, его углубившиеся в дело глаза, его только что не говорящие губы, его руки, совсем живые, - всё это до такой степени полно жизни и правды, что долго не оторвёшь глаз .

Кстати, вырезал скульптор этот горельеф, пока отдыхал на каникулах на своей родине в Вильно. А осенью привёз его с собой и предложил на выставку.

Марк Антокольский. "Еврей-портной", 1864
Марк Антокольский. "Еврей-портной", 1864

А потом Антокольский был удостоен уже Золотой медали Академии - за горельеф "Скупой". К выпускному экзамену в Академии он готовил работу под названием "Нападение инквизиции на евреев в Испании во время празднования пасхи", но сделал её лишь в воске - профессорами она была названа дерзостью, упадком и даже бредом больного человека, и отказались её принять. Поэтому ни в мраморе, ни в бронзе она так и не была создана. А Антокольский после отказа руководства Академии принять работу и, как следствие, вполне вероятного исключения из числа слушателей (а в этом случае его вполне могли отправить в солдаты), решил уехать за границу.

Марк Антокольский. "Нападение инквизиции на евреев в Испании во время празднования пасхи" (1863-1869)
Марк Антокольский. "Нападение инквизиции на евреев в Испании во время празднования пасхи" (1863-1869)

Он поселился в Берлине, но через полгода вернулся в Россию - он решил участвовать в ежегодном конкурсе Академии, создав образ Ивана Грозного. Надо отметить, что это было весьма дерзкое решение, ведь у скульптора даже не было в Петербурге собственной мастерской, где он мог бы творить. После долгих хождений к руководству Академии, он всё же смог получить крохотную комнатку фактически на чердаке здания. Работа в течение нескольких месяцев в продуваемом, неотапливаемом и сыром помещении серьёзно подорвала здоровье Антокольского, но он тогда об этом не думал. У него была цель. Но из-за болезни, вызванной условиями его работы, он не успевал представить "Грозного" к выставке, открывающейся в начале ноября. Спасти его могло только посещение профессорами Академии его мастерской, но те категорически отказались просматривать работу скульптора в мастерской. Но настойчивость Антокольского была всё же вознаграждена - он добился того, что вице-президент Академии Григорий Гагарин рекомендовал сестре императора Александра Второго Великой княгине Марии Николаевне, бывшей тогда президентом Академии, нанести визит Антокольскому. И та, оставшись в полном восторге от увиденного, в свою очередь, посоветовала брату купить эту скульптуру для Эрмитажа. В итоге Антокольский не только получил восемь тысяч рублей (огромные по тем временам деньги - его ежемесячная стипендия составляла двадцать рублей) за бронзового "Ивана Грозного", но и заказ на изготовление мраморной копии для московской галереи Павла Третьякова. А потом, после демонстрации статуи в 1872 году на Международной выставке в Лондоне ещё и гипсовый слепок был продан в Кенсингтонский музей - это был первый случай продажи русской скульптуры на Запад. А Антокольскому за создание этой скульптуры в 1871 году было присуждено звание академика и почётного гражданина. Забавно, что по действующим тогда правилам Академии, это звание давалось после четырех серебряных, двух золотых медалей и после шестилетнего заграничного пенсионерства. Ничего этого Антокольским выполнено не было, но звание он получил. Кроме того, император предоставил ему чин Действительного статского советника, дающего право на потомственное дворянство. Тургенев, также посетивший мастерскую Антокольского, писал Полине Виардо:

Сегодня я познакомился с молодым русским скульптором из Вильны, отмеченным исключительным талантом. Он изваял статую Ивана Грозного. Я нахожу эту скульптуру шедевром по историческому проникновению, психологии и прекрасному исполнению. И это сделал маленький молодой человек, бедный, как церковная крыса, болезненный, начавший работать и выучившейся чтению двадцати двух лет. В этом хилом бедном мальчике есть искра гения. Его имя Антокольский- это имя не забудется.
Марк Антокольский. "Иван Грозный" (1875)
Марк Антокольский. "Иван Грозный" (1875)

После получения денег за "Ивана Грозного" и, главное, блестящих перспектив в плане заказов - ведь Антокольский на следующий день после того, как его произведение приобрёл император, "проснулся знаменитым" - скульптор смог позволить себе сменить питерский климат на более подходящий его здоровью европейский. Тем более, что сделать это ему настоятельно советовал Сергей Боткин - врач, лечивший скульптора:

Я заснул бедным - встал богатым; вчера был неизвестным - сегодня стал модным, знаменитым; был ничем - и сразу сделался академиком. Но розы не без шипов... Моё торжество было помрачено тем, что я узнал, в каком опасном положении находится моё здоровье; говорили даже, что я болен безнадёжно. По словам Боткина, я остался жив только по причине расовой выносливости.

Антокольский уехал сначала в Неаполь, потом переехал в Рим, затем обосновался в Париже. В России он бывал редко, наездами, но почти каждый раз встречался с известным меценатом Саввой Мамонтовым. Именно Мамонтов заказал Антокольскому статую "Христос перед судом народа". В 1878 году, после демонстрирования её на Всемирной Парижской выставке, скульптор был удостоен высшего знака отличия Французской республики - ордена Почётного легиона и получил Большую золотую медаль этой выставки. Тогда же его избрали почётным членом чуть ли ни всех западноевропейских академий: Парижской, Берлинской, Венской, Лондонской.

Марк Антокольский. "Христос перед судом народа" (1874)
Марк Антокольский. "Христос перед судом народа" (1874)

Работая за пределами России, Антокольский создал множество скульптур. Одной из самых известных из них, если не самой известной, является статуя Петра Первого. Замыслил он её ещё до отъезда из России. Скульптор изготовил гипсовый вариант к 200-летнему юбилею императора и отправил в Москву на выставку, посвященную этой дате. Но критики восприняли Петра Антокольского в штыки. Скульптора упрекали в излишней детализации, а императора в его интерпретации называли резким, страшным военным маньяком. В итоге Антокольский не получил ни одного заказа, а статую увезли из Москвы в Петербург, где она долгие годы провела в подвале Академии художеств. И лишь через пять лет, когда статуя основательно обветшала, и ей потребовалась реставрация, она вдруг стала востребованной. Антокольский вывез её сначала в Рим, где привёл скульптуру в порядок, сделал бронзовую отливку, а затем отправил на Всемирную парижскую выставку. В Париже работа Антокольского была удостоена самых высоких оценок, после чего ей заинтересовалось и российское правительство. Вдруг выяснилось, что скульптура настолько удачна, что по ней отлили несколько памятников императору, которые были установлены в Петергофе, Таганроге, Архангельске, Шлиссельбурге. А в столице империи было установлено даже два таких памятника - перед зданием полкового госпиталя Преображенского полка на Кирочной улице и перед Сампсониевским собором на Выборгской стороне. Правда, в тридцатые годы прошлого века оба питерских памятника были демонтированы. Как и большинство статуй, как гласил ленинский Декрет "О памятниках Республики", воздвигнутых "в честь царей и их слуг, и не представляющих интереса - ни с исторической, ни с художественной стороны". "Сампсониевский" в разобранном виде был увезён в Москву, где его поместили в Третьяковскую галерею, а о судьбе госпитального ничего не известно. Впрочем, к 300-летию Санкт-Петербурга, памятник на Большом Сампсониевском проспекте был восстановлен - он был отлит с авторской гипсовой модели, находящейся в Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств.

"Новодельный" памятник Петру Первому у Сампсониевского собора
"Новодельный" памятник Петру Первому у Сампсониевского собора

Ну и, разумеется, практически каждый житель современной России знаком с этим памятником, установленном в Архангельске, ведь его изображение находится на пятисотрублёвой купюре.

-13

Но мало кто знает, что эта купюра - не первая, на которой использовался памятник Петру работы Антокольского. Еще в 1898 году в России впервые выпустили кредитные билеты номиналом 500 рублей. На них был изображён чёрно-белый портрет Петра Великого, за основу которого был взят памятник Антокольского, установленный несколькими годами ранее у дворца Монплезир в Петергофе. Из-за треугольной шляпы на голове императора портрет прозвали "Пётр в шляпе". А сама купюра в обиходе называлась "петенькой". Правда, хотя эти две банкноты - 1997 и 1898 годов - одного достоинства, покупательная способность их сильно различается, ведь в конце девятнадцатого века она обеспечивалась примерно полукилограммом золота. Ну, а чем обеспечивается нынешняя, думаю, рассказывать не надо...

-14

Кстати, у самого Антокольского никто разрешения на использование его произведения не спрашивал. И тогда он обратился с письмом к министру финансов Сергею Витте, в котором сообщил, что издатели, печатающие чьи-то произведения, обычно присылают автору несколько экземпляров. И что он, Антокольский, считает, что министр должен сделать распоряжение об отправке произведений с изображением портрета императора Петра Первого:

Будучи недавно в Петербурге, мне случилось видеть новые пятисотрублёвые кредитные билеты с изображением портрета императора Петра I со статуи моей работы. Я был очень польщён такой честью, которая редко выпадает художникам при их жизни.

И Витте, по легенде, дал распоряжение Экспедиции заготовления государственных бумаг отправить Антокольскому две тысячи рублей четырьмя кредитными билетами по 500 рублей каждый. Между прочим, один такой билет - это зарплата, например, фельдшера за два года работы.

Марк Антокольский хотел вернуться в Россию. В письме Стасову он писал:

Вся душа моя принадлежит той стране, где я родился и с которою свыкся. Я глубже там дышу и более чуток ко всему, что там происходит. Вот почему всё, что бы я ни сделал, будет всегда результатом тех задушевных впечатлений, которыми матушка Русь вскормила меня.

Но после того, как 1 марта 1881 года в Петербурге был убит Александр Второй, по России прокатилась волна погромов. В 1893-м Антокольский в последний раз побывал в России. Он привёз свои работы в Петербург, но успеха выставка не имела. Более того, откровенно против него была настроена пресса, журналисты будто соревновались в том, кто сильнее растопчет скульптора и его работы. Некоторые деятели русской культуры открыто заявляли, что есть темы, которых евреи не должны касаться в принципе. Так, в средствах массовой информации развернулась кампания против того, чтобы Антокольский создавал памятник Екатерине Второй, заказ на который он уже получил от российского правительства.. Это стало настоящим ударом для него, после которого скульптор уже не оправился. Антокольский вернулся в Париж, его болезни обострились. Он выезжал на лечение на европейские курорты и на одном из них - германском Бад-Хомбург-фор-дер-Хёэ - скончался 26 июня (9 июля) 1902 года.

Марк Антокольский перед смертью не оставил распоряжения, где бы он хотел упокоиться. Его вдова Геня Юделевна сначала хотела похоронить мужа в Италии, которую тот очень любил. Потом предполагала упокоить тело в Париже, где Антокольский прожил последние годы. Но пообщавшись с его петербургскими друзьями, всё же приняла решение похоронить великого скульптора по иудейскому обряду в России. Но по дороге из Германии в Россию жену и дочерей Антокольского посетила депутация виленских евреев, которые сообщили ей, что направляются в Петербург с ходатайством о том, чтобы после панихиды в столице вернуть тело в Вильно и упокоить его здесь.

Рано утром шестого июля поезд с телом Антокольского прибыл на Варшавский вокзал столицы. После небольшого богослужения процессия двинулась в направлении синагоги. По дороге толпа росла, и на подходе к Большой хоральной синагоге достигла нескольких десятков тысяч человек. После торжественного богослужения в синагоге гроб с телом Антокольского был перевезён к Николаевскому вокзалу, откуда до станции Обухово отправились два пассажирских состава и экстренный траурный поезд. Со станции более полуверсты его несли на кладбище на руках.

Похороны Антокольского. Фото pastvu.com
Похороны Антокольского. Фото pastvu.com

Газеты так описывали его похороны:

Отдать последний долг почившему гениальному скульптору явилась масса почитателей. Тут были и литераторы, и артисты, и художники , и все, кому дорого русское искусство. Массивный дубовый гроб на руках близких друзей покойного был внесён в синагогу на Б. Мастерской улице, убранную цветами и роскошными орнаментами в древнееврейском стиле. После заупокойного молитвословия процессия двинулась к Николаевскому вокзалу. По дороге туда толпа провожающих всё росла и росла. Столица достойно почтила великого художника, прославившего своим резцом русское искусство.

На Преображенском кладбище проникновенную речь произнёс его друг Савва Мамонтов:

Сердце моё сжалось, но не от впечатления смерти. Нет! Чем больше живёшь, тем больше свыкаешься с ней — ведь она так проста, её права так ясны, так непреложны. Нет, я пришел не для слез, не для жалоб и стенаний. Наоборот, сердце моё радостно трепетало от сознания торжества идеи, я чувствовал законную победу искусства над тлением, искусства, как мировой силы души человеческой, созданной по образу и подобию Божию. А перед этим образом несть ни эллина, ни иудея, есть только правда, добро и любовь, одинаковые для всех людей… Жизнь Марка Антокольского пресеклась! Бренный сосуд разрушился. Пусть! Но душа его в сознании правды, любви, добра, красоты засияла в лучах высшего мира!.. Здесь не время делать оценку творений мудрого ваятеля, музеи бережно сохранят миру его образы, история справедливо и спокойно оценит его заслуги в искусстве. Я же как близкий человек почившего, переживший с ним лучшие молодые годы, могу только выразить желание, чтобы преподанная им чистая любовь жила неугасимо из рода в род.

Марка Антокольского похоронили на Преображенском еврейском кладбище, рядом с кладбищенской синагогой, в первом разряде. В 1905 году был создан специальный комитет по сбору средств на памятник Антокольскому. Возглавивший его Владимир Стасов разослал во все концы России обращение:

Бренные останки великого ваятеля Марка Матвеевича Антокольского покоятся на Преображенском поле под несколькими щепотками сырой земли, без камня, который её бы удержал от сползания, без подписи...

Стасов так и не увидел памятника на могиле друга - он умер за три года до его открытия. Эскизы памятника Антокольскому нарисовал его ученик Илья (Элиас) Гинцбург. По ним архитектор Яков Гевирц разработал проект, воплощение которого мы и можем видеть сейчас. Интересно, что на памятнике Антокольскому был его скульптурный портрет. Это стало возможным (напомню, что у иудеев не принято размещать изображения умерших) после того, как Илья Гинцбург нашёл на кладбище памятник со скульптурным изображением упокоенного - это была могила присяжного поверенного Левинсона - и показал её председателю еврейской общины барону Горацию Гинцбургу. И в виде исключения портрет Антокольского на смертном одре был установлен в специальном вырезе мраморной плиты. К сожалению, в двадцатые годы прошлого столетия эта скульптура с памятника пропала.

Этой скульптуры на памятнике сейчас нет. Фото spbarchives.ru
Этой скульптуры на памятнике сейчас нет. Фото spbarchives.ru

Двадцать второго ноября 1909 года памятник был торжественно открыт. Центральную часть его занимает огромная Звезда Давида - магендавид - увенчанная Торой и семисвечником. С двух сторон от неё расположены скрижали, на которых высечены названия основных работ скульптора: Инквизиция, Иван Грозный, Пётр I, Сократ, Пред судом народа, Мефистофель, Спиноза, Сестра милосердия, Ангел, Нестор, Не от мира сего, Ермак. Над скрижалями на иврите написано его еврейское имя - Мордехай Матитьяу. На могильной плите - фамилия и даты жизни по-русски. В вырезе плиты, в котором находился бюст Антокольского, теперь обычно лежат цветы.

Могила Марка Антокольского
Могила Марка Антокольского

В настоящее время памятник на могиле Марка Антокольского отнесён к памятникам истории федерального значения и находится под охраной государства.

На кладбищах Петербурга похоронено много наших выдающихся соотечественников. Это актёры, музыканты, писатели, режиссёры, композиторы, художники...

На Южном кладбище похоронены актёры Алексей Смирнов - механик Макарыч из фильма "В бой идут одни "старики"", Николай Годовиков - Петруха из "Белого солнца пустыни" и выдающийся бард Юрий Кукин - автор бессмертного "А я еду за туманом", лучший барабанщик Ленинградского рок-клуба Александр Кондрашкин.

На Литераторских мостках Волковского православного кладбища упокоились выдающиеся советские и российские актёры: Николай СимоновБруно Фрейндлихнезабываемый Холстомер - Евгений ЛебедевВасилий Меркурьев,  Николай Трофимов, Константин СкоробогатовВладислав Стржельчиккомандир счастливой "Щуки" Пётр Вельяминовнезабвенный Хоботов - Анатолий РавиковичАндрей и Юрий ТолубеевыЕфим Копелян,  Людмила МакароваАлександр Борисов - Кошачий Барин из фильма "Верные друзья"Нина МамаеваИван Дмитриев, Игорь Горбачёв, Анатолий Королькевич, Леонид Неведомский, поэтесса, голос блокадного Ленинграда Ольга Берггольцпоэт Александр Блок,  композиторы Андрей ПетровИсаак Шварц, оперная певица Галина Ковалёва, певцы Николай Охотников, Борис Штоколов, пианист и шахматный гроссмейстер Марк Тайманов, балерина Алла Шелест, дирижёр Мариинского театра Виктор Федотов, поэт Всеволод Рождественский, театральные режиссёры Рубен Агамирзян, Владислав Пази, кинорежиссёр, основатель "ленинградской школы кино" Григорий Козинцев. Здесь же похоронены мать и сёстры Владимира Ульянова (Ленина) - Мария Александровна, Ольга и Анна, вдова Сергея Кирова Мария Маркус-Кирова.

На кладбище в поселке Комарово похоронены актёры Андрей Краско,  Алексей ДевотченкоНикита Михайловский - Ромка из "Вам и не снилось", мама Ивана Урганта Валерия Киселёва, дядя Михаила Боярского актёр Николай Боярский, Лидия Штыкан, Аркадий Шалолашвили, Нина Ургант, Владимир Гайдаров, Виктор Михайлов, композиторы Вениамин БаснерВиктор РезниковОлег КаравайчукСергей Курёхин, писатели Виктор Голявкин,  Вера Панова, Тамара Петкевич, Даниил Гранин, Вера Кетлинская, Виктор Курочкин, Юрий Рытхэу, Глеб Горышин, фантаст Иван Ефремоввеликая Анна Ахматовадраматург и сценарист Александр Володин, кинорежиссёры Иосиф Хейфиц, Виктор Аристов, Аян Шахмалиева, Виктор Трегубович, Илья Авербах, Виктор Титов, Надежда Кошеверова, Владимир Венгеров, художник-постановщик Семён Мандель, знаменитый диктор Ленинградского телевидения Михаил Быков, писатель, журналист и "Рок-дилетант" Александр Житинский, популярная эстрадная певица Мария Пахоменко, основательница группы "Atlantida Project" певица Саша Соколова, нобелевский лауреат Жорес Алфёров, академик Наталья Бехтерева, продюсер, придумавший "Ментов", Александр Капица, театровед и писатель Евгений Калмановский, балерины Инна Зубковская, Татьяна Вечеслова, театральные режиссёры Арсений Сагальчик, Давид Карасик, Зиновий Корогодский, художник Натан Альтман.

На Смоленском православном кладбище лежат актрисы Анна СамохинаСветлана Карпинская, режиссёры Алексей БалабановВалерий Огородников, эстрадные исполнители  Людмила СенчинаБен Бенцианов и Эдуард Хиль, актёры Станислав ЛандграфАлексей Федотов, Виктор Костецкий, писатель-маринист Виктор Конецкий, основоположник российского футбола Георгий Дюперрон, олимпийский чемпион Геннадий Шатков, художник Владислав Мамышев-Монро, кинодокументалист Александр Якубовский, участник программы "Контрольная для взрослых" Илья Кочоров, самый известный фанат рок-группы "Алиса" Дмитрий Козырев ("Окорок"), барабанщик культовой группы "Кино" Георгий Гурьянов, загадочный Дедушка Петербургский, родители когда-то второго человека в СССР Алексея Косыгина. На этом кладбище установлен кенотаф в память о бас-гитаристе группы "Аквариум" Михаиле Файнштейне (Васильеве), прах которого, согласно его завещания, был развеян над Невой. И конечно же нельзя не сказать, что именно на этом кладбище упокоилась Ксения Петербургская - святая покровительница нашего города.

Серафимовское кладбище стало последним пристанищем для актёров Игоря ДмитриеваМихаила Светина, Павла и Петра Кадочниковых,  Александра ДемьяненкоГликерии Богдановой-ЧесноковойАлександра ХочинскогоАнтонины Шурановой, Николая КрюковаВиктора СмирноваКонстантина Адашевского, Валерия Матвеева, Ольги Лебзак, Валентины Кибардиной, Льва Лемке, Людмилы Глазовой, выдающегося конферансье Григория Баскина, знаменитого артиста балета Юрия Соловьёва. Здесь же лежат великий русский художник Павел Филонов, многолетний настоятель храма Серафима Саровского отец Василий Ермаков, родители нынешнего президента России Владимира Путина. На этом кладбище похоронены кумир питерских футбольных болельщиков Владимир Казачёнок, выдающийся нападающий Лев Бурчалкин, один из лучших советских инсайдов Евгений Елисеев, легендарный игрок сборной СССР по хоккею Геннадий Цыганков, первый российский олимпийский чемпион Николай Панин-Коломенкин, спортивный комментатор Виктор Набутов, педагог Виктор Сорока-Росинский (тот самый Викниксор из Республики ШКИД), создатель самолётов "МиГ" авиаконструктор Михаил Гуревич, музыкант Юрий Морозов, кинорежиссёр Сергей Микаэлян.

На Большеохтинском упокоилась клоунесса Ирина Асмус - Ириска из "АБВГДейки"основатель группы "Алиса" Святослав Задерийписатель, автор "Республики ШКИД" Леонид Пантелеев, актёр и режиссёр Игорь Владимиров, актёры Константин Григорьев, Рудольф Фурманов, Сергей Поначевный, Александр Суснин, Вадим Медведев, Александр Тютрюмов, Валентин Янцат, актриса Зинаида Шарко.

А на Северном кладбище Санкт-Петербурга похоронены актёры Павел Луспекаев - таможенник Верещагин из "Белого солнца пустыни", Анатолий Азо, Александр Романцов и Сергей Филиппов - незабываемый Киса Воробьянинов из "Двенадцати стульев", великий баскетбольный тренер Владимир Кондрашин и баскетболист Александр Белов, принесший Советскому Союзу первое олимпийское золото в этом виде спорта, писательница Антонина Голубева, кинорежиссёр Игорь Масленников, исполнитель романсов Валерий Агафонов.

Киновеевское кладбище стало последним домом для актёра Александра Кавалерова.

На Богословском лежат актёры Кирилл ЛавровРоман Громадский, поэт и писатель Анатолий Мариенгоф и его жена - актриса Анна Никритинадраматург-сказочник Евгений Шварц, режиссёры Александр Рогожкин и Алексей Герман, поэт Глеб Горбовский. Здесь же похоронены лидер группы "Кино" Виктор Цой и его жена Марьяна, рок-музыканты Наталья Пивоварова ("Колибри")Михаил Горшенёв "Горшок" ("Король и шут"),  Александр Аксёнов "Рикошет" ("Объект насмешек"), Сергей Богаев ("Облачный край"), великий дирижёр Евгений Мравинский, умершая совсем молодой певица Лидия Клемент, знаменитый пародист Виктор Чистяков, писатель Виталий Бианки, талантливейший хоккейный вратарь Евгений Белошейкин, герой Советского Союза, личный враг Адольфа Гитлера Александр Маринеско, двукратная олимпийская чемпионка Елена Шушунова.

На кладбище Памяти жертв 9-го января похоронены актёры Галина Короткевич, умершая за две недели до своего столетия, Виктор Перевалов, Владимир Границын, радиоведущий и шоумен Роман Трахтенберг.

На Волковском православном кладбище нашли своё упокоение режиссёры Борис Понизовский, Сандро Товстоногов, поэтесса Серебряного века Ирина Одоевцеваоснователь группы "Зоопарк" Майк Науменкофлейтист группы "Аквариум" Андрей "Дюша" Романоваккордеонист этой же группы Сергей Щураков, жена рок-музыканта Юрия Шевчука Эльмира, актёры Сергей Бехтерев, Василий Корзун, Дмитрий Барков, Станислав Соколов, Тамара Алёшина, Всеволод Кузнецов, Эмма Попова.

На Казанском кладбище в Пушкине похоронили актёров Илью Олейникова, Михаила Волковаписателя-фантаста Александра Беляева, писательницу Ольгу Форш.

На Ковалёвском кладбище нашёл свой покой рок-музыкант и поэт Александр Башлачёв.

На Шуваловском кладбище похоронен выдающийся писатель-постмодернист Андрей Битов.

На Новодевичьем лежат актёр Александр Анисимов, художник Михаил Врубель, родители жены Ленина Надежды Константиновны Крупской - Константин Игнатьевич и Елизавета Васильевна.

На кладбище в Зеленогорске был захоронен прах популярного певца Сергея Захарова.

На кладбище Крематория похоронили Короля подпольной песни СССР Аркадия Северного. Здесь захоронен прах Андрея Панова (Свина) - основателя панк-рока в нашей стране.

На Никольском кладбище Александро-Невской лавры упокоился художник и скульптор Михаил Микешин - автор памятника "Тысячелетие России" и многих других работ. Здесь же похоронен сын Анны Ахматовой и Николая Гумилёва историк, философ и поэт Лев Гумилёв, выдающаяся эстрадная певица Анастасия Вяльцева, бывший первый вице-премьер, которого прочили в президенты после Ельцина - Николай Аксёненко, один из первых российских лётчиков-испытателей Сергей Уточкин, депутат Госдумы России Галина Старовойтова, первый мэр Санкт-Петербурга Анатолий Собчак, выдающийся хирург Фёдор Углов, великий волейбольный тренер Вячеслав Платонов.

В Некрополе мастеров искусств похоронены режиссёр Георгий Товстоногов, актёр Николай Черкасов, художник Иван Шишкин.

В Некрополе XYIII века находятся могилы кавалергарда Алексея Охотникова, жены Александра Пушкина Натальи Гончаровой (Ланской).

К слову, все имена, выделенные цветом, - это активные ссылки, и вы можете перейти по ним, если будет интересно прочитать об этих великих людях.

Если вам понравился материал - поставьте, пожалуйста, "лайк". Вам это ничего не стоит, а канал вы, тем самым, поддержите. Буду рад, если вы захотите высказать своё мнение о материале, не стесняйтесь - комментируйте, благодарите (если считаете нужным), критикуйте. Возможно, в материале что-то упущено и вы знаете какие-то неизвестные детали - пожалуйста, дополняйте. Каждое ваше слово, каждый отзыв чрезвычайно важен для того, чтобы канал оставался на плаву в наше сложное время.

А лучше всего - подписывайтесь на канал "Вдоль по Питерской". Пишите, о ком вы хотели бы прочитать на этом канале. Буду всем благодарен. И ещё - почему-то на Дзене стала действовать автоматическая ОТПИСКА от каналов. Поэтому проверяйте, пожалуйста, остаётесь ли вы подписаны на канал.

Кстати, так как надо шагать в ногу с прогрессом (и не совсем понятно, что дальше будет с Дзеном), я завёл свой Телеграм-канал. Пока буду в нём дублировать материалы Дзена, но в дальнейшем планирую постепенно переходить на Телеграм. Так что, если не хотите меня потерять, подписывайтесь в Телеграме, пройдя по этой ссылке - Телеграм-канал "Вдоль по Питерской".

Так же хочу попросить своих подписчиков подписаться и на мой канал в Ютубе. Правда, он называется не так, как остальные мои аккаунты в соцсетях - Chester Field. Но всё равно - подписывайтесь. Для этого вам надо всего лишь кликнуть по названию канала, перейти на него и там подписаться. Всё просто

Если кто-то желает выразить благодарность автору денежным эквивалентом, то вот карта для донатов - 2204 2401 3299 0229, Озон-банк