Владимир - древний город, входящий в знаменитое Золотое кольцо России. Некогда бывший столицей Северо-Восточной Руси, Владимир хранит в себе богатое историческое наследие и множество уникальных достопримечательностей. От величественных Золотых ворот до очаровательных городских скульптур, от музея хрусталя до сохранившихся купеческих особняков - этот город манит своей загадочностью и приглашает совершить увлекательное путешествие сквозь века.
Сегодня мы отправляемся во Владимир. Древний русский город, с которым вы всю жизнь хотели познакомиться, да вот всё как-то было не досуг. Но вот он и пришёл, этот самый досуг. Вы спрашиваете, а зачем? Зачем? Да за тем, что Владимир входит в знаменитое золотое кольцо России. И если Ярославль, в котором мы уже бывали, считается столицей золотого кольца, то Владимир называют «золотыми воротами кольца». Ну, это, конечно, смотря с какой стороны подъезжать. Короче, как же не войти в эти самые ворота? Да сам Бог велел. Обидно ли этому древнейшему городу называться воротами? Не думаю. У нашего Владимира собственная гордость. У него есть все основания гордиться и своей историей, и той ролью, которую он в этой истории сыграл.
Так вот, в XII веке сюда, из Суздаля, перенёс свою резиденцию князь Андрей Юрьевич Боголюбский.
Вот его портрет — он на нём отдалённо похож на актёра Владимира Терентьича Кашпура. Или это только мне так кажется? Но не в этом дело. И это к тому, что таким образом Владимир стал столицей Северо-Восточной Руси. И представьте себе, этот статус город сохранял в течение 146 лет.
Владимир был самым влиятельным поселением Северо-Восточной Руси. Вы только представьте, что даже Москва когда-то была лишь одним из его пригородов. А ведь было время, когда Владимир пренебрежительно называли городом «мизинных людей». По сравнению со значимостью Суздаля или Ростова, роль Владимира считалась незначительной, второстепенной, то есть мизинной, маленькой, незначимой, размером с мизинец. И только благодаря правлению князя Андрея Боголюбского Владимиру удалось столь значительно изменить свою судьбу.
Так вот, этот наш князь Боголюбский подарил Владимиру золотые ворота, ставшие, пожалуй, главным символом города. Приезжие обычно растерянно озираются по сторонам в поисках этого символа, мол, позвольте, а где же эти ваши хвалёные золотые ворота? Спокойно, гости Владимира да, увы, сами ворота не сохранились, потому что были оприходованы татаро-монголами при взятии города. Злодеи приняли золоченую медь на воротах за настоящее золото.
А может быть, просто свандальничали. Не суть важно. Они за это еще ответят. Но факт остается фактом. Уникальная реликвия была утеряна. Золотые ворота ведь были парадным въездом в город. Они представляли собой мощную башню с 14-метровой аркой для проезда, а сама башня над воротами была частью оборонительной крепостной стены.
Не буду раздувать щёки, я не знаток истории Древней Руси и её городов со всеми историческими, понимаешь ли, загогулинами. Коли приедете сюда, гиды вам всё расскажут. Они загрузят вас, любителей дат, имён и особенностей архитектурных стилей, таким количеством информации, что у вас голова пойдёт кругом. Правда, как показывает практика, вся эта инфа вываливается из головы сразу же по окончании экскурсии.
Почему так? Ой, я не знаю. Но, как величайший гуманист нашей эпохи, предлагаю лишь недолгую и безвредную для мозга ознакомительную прогулку.
Гуляя по исторической части города, понимаю, что она действительно историческая. По обе стороны старых улиц — купеческие и доходные дома губернского города. А ведь исторической его части в годы родной советской власти угрожало полное уничтожение.
И бродили бы мы с вами сейчас не вдоль этих купеческих особняков, а среди типовых многоэтажек по третьей улице строителей дом 25 с квартирой 12. По счастью архитектору и реставратору Игорю Александровичу Столетову кстати, запомните эту фамилию, удалось отстоять и сохранить историческую застройку старого Владимира. А эту часть лица города уже в наши дни украсила та самая человечная и одушевляющая город городская скульптура, которая так мне по сердцу.
На Георгиевской улице встретите обаятельных героев из городского фольклора и исторического прошлого города Владимира, рядом со скульптурами, понаехавшие, да и сами горожане, загадывают желание и делают стотысячное селфи, как неоспоримое доказательства посещения Владимира.
Памятник Владимирскому пожарному. Сразу видно, какую часть тела у него выбрали, отвечающий за удачу и счастье. Владимирский пожарный стоит неподалеку от съезжего дома для Владимирских пожарных. Как писали в 19 веке, такой пожарной команде можно пожелать более богатым и многолюдным городам империи.
Если нажать на рычажок насоса скульптуры, из шланга потечет настоящая вода. Пожарный неслучайно появился именно здесь. В конце XIX — начале XX века в старинной водонапорной башне пожарные брали воду для спасения города во время пожаров. В прежние времена часть этой улицы называлась Шалапаевка.
Вот и решили увековечить неблагополучную в прошлом территорию памятником Шалапаеву. За ним незаметно следит полицейский сыщик Филёр. Знает, боец невидимого фронта своё дело, практически слился с тумбой для афиш.
Есть у Владимира и памятник вишне. Да, Владимир ведь всегда славился не только своими древностями, но и тем, что на этой земле выращивали самую вкусную вишню. Даже сорт есть такой — Владимирская вишня. А публика постарше эти две ягоды под снегом называют Зимней вишней, ну, видимо, держа в голове полюбившийся одноименный фильм.
Троицкая Старообрядческая церковь производит впечатление мощной цитадели. Это одно из последних строений в дореволюционном Владимире. А ведь Троицкую церковь собирались снести. Но, по счастью жителям города, при поддержке известного Владимирского писателя и поэта Владимира Солоухина, храм удалось спасти от уничтожения. Сегодня Владимирцы и не представляют театральную площадь без этой красно-кирпичной махины.
Вот уже 50 лет в стенах Троицкой церкви располагается Музей Хрусталя. Тут словно погружаешься в волшебство. Волшебство переливов цвета, игры света на хрустальных гранях. Нет, конечно, любое волшебство даже в состоянии влюбленности некоторые объясняют с помощью химии. Вот вы, к примеру, знаете, что отличает обыкновенное стекло от переливчатого и искрящегося хрусталя? Да только процент окиси свинца.
И именно свинец дает хрусталю возможность так блистать и так загадочно преломлять свет. А известно ли вам, как получается цветное стекло? Синее, когда в стеклянную массу добавляют оксид кобальта, фиолетовый — оксид марганца, зелёный — оксид железа, красный — коллоидный раствор золота, меди в царской водке. Получается, никакое волшебство невозможно без таблицы Менделеева? Да, это так.
Но есть ещё понятие тайны. Вот в соединении с талантом они и рождают поэзию. Она проявляется и на бумаге в стихах, и на полотне художника, и в модели автомобиля, и в посуде, но, в общем, в любом предмете, к которому прикоснулись руки мастера и поэта. В этом музее много уникальных, а порой и забавных экспонатов. Например, забавно ностальгически выглядят вот эти серпы и молоты, портреты руководителей партий, посвящения съездам в хрустальном исполнении.
Да, это тот случай, когда лучше бы котлеты отдельно, мухи отдельно, но с другой стороны, они ведь свидетели своего времени. Но все же, если в вас живет художник, а он живет ведь почти в каждом, Даже если этот каждый не всегда об этом и догадывается, то рассматривая эту переливающуюся красоту, можно забыть о химии и поплыть по волнам своих чувств, ловить оттенки, образы и эхо меняющихся отголосков собственных чувств, а погрузившись в это состояние, можно услышать музыку каждого предмета.
Впрочем, эти изящные фантазийные формы, созданные талантом и мастерством художника, не хочется называть даже предметами. Но разве они не оживают в ваших глазах? Ведь тут граница между миром материальным и миром одушевлённым почти стирается.