Найти тему
Вместо тысячи слов

Владимир: Где сливаются история, искусство и магия

Владимир - древний город, входящий в знаменитое Золотое кольцо России. Некогда бывший столицей Северо-Восточной Руси, Владимир хранит в себе богатое историческое наследие и множество уникальных достопримечательностей. От величественных Золотых ворот до очаровательных городских скульптур, от музея хрусталя до сохранившихся купеческих особняков - этот город манит своей загадочностью и приглашает совершить увлекательное путешествие сквозь века.

Сегодня мы отправляемся во Владимир. Древний русский город, с которым вы всю жизнь хотели познакомиться, да вот всё как-то было не досуг. Но вот он и пришёл, этот самый досуг. Вы спрашиваете, а зачем? Зачем? Да за тем, что Владимир входит в знаменитое золотое кольцо России. И если Ярославль, в котором мы уже бывали, считается столицей золотого кольца, то Владимир называют «золотыми воротами кольца». Ну, это, конечно, смотря с какой стороны подъезжать. Короче, как же не войти в эти самые ворота? Да сам Бог велел. Обидно ли этому древнейшему городу называться воротами? Не думаю. У нашего Владимира собственная гордость. У него есть все основания гордиться и своей историей, и той ролью, которую он в этой истории сыграл.

Так вот, в XII веке сюда, из Суздаля, перенёс свою резиденцию князь Андрей Юрьевич Боголюбский.

-2

Вот его портрет — он на нём отдалённо похож на актёра Владимира Терентьича Кашпура. Или это только мне так кажется? Но не в этом дело. И это к тому, что таким образом Владимир стал столицей Северо-Восточной Руси. И представьте себе, этот статус город сохранял в течение 146 лет.

Владимир был самым влиятельным поселением Северо-Восточной Руси. Вы только представьте, что даже Москва когда-то была лишь одним из его пригородов. А ведь было время, когда Владимир пренебрежительно называли городом «мизинных людей». По сравнению со значимостью Суздаля или Ростова, роль Владимира считалась незначительной, второстепенной, то есть мизинной, маленькой, незначимой, размером с мизинец. И только благодаря правлению князя Андрея Боголюбского Владимиру удалось столь значительно изменить свою судьбу.

-4

Так вот, этот наш князь Боголюбский подарил Владимиру золотые ворота, ставшие, пожалуй, главным символом города. Приезжие обычно растерянно озираются по сторонам в поисках этого символа, мол, позвольте, а где же эти ваши хвалёные золотые ворота? Спокойно, гости Владимира да, увы, сами ворота не сохранились, потому что были оприходованы татаро-монголами при взятии города. Злодеи приняли золоченую медь на воротах за настоящее золото.

-5

А может быть, просто свандальничали. Не суть важно. Они за это еще ответят. Но факт остается фактом. Уникальная реликвия была утеряна. Золотые ворота ведь были парадным въездом в город. Они представляли собой мощную башню с 14-метровой аркой для проезда, а сама башня над воротами была частью оборонительной крепостной стены.

-6

Не буду раздувать щёки, я не знаток истории Древней Руси и её городов со всеми историческими, понимаешь ли, загогулинами. Коли приедете сюда, гиды вам всё расскажут. Они загрузят вас, любителей дат, имён и особенностей архитектурных стилей, таким количеством информации, что у вас голова пойдёт кругом. Правда, как показывает практика, вся эта инфа вываливается из головы сразу же по окончании экскурсии.

Почему так? Ой, я не знаю. Но, как величайший гуманист нашей эпохи, предлагаю лишь недолгую и безвредную для мозга ознакомительную прогулку.

-7

Гуляя по исторической части города, понимаю, что она действительно историческая. По обе стороны старых улиц — купеческие и доходные дома губернского города. А ведь исторической его части в годы родной советской власти угрожало полное уничтожение.

И бродили бы мы с вами сейчас не вдоль этих купеческих особняков, а среди типовых многоэтажек по третьей улице строителей дом 25 с квартирой 12. По счастью архитектору и реставратору Игорю Александровичу Столетову кстати, запомните эту фамилию, удалось отстоять и сохранить историческую застройку старого Владимира. А эту часть лица города уже в наши дни украсила та самая человечная и одушевляющая город городская скульптура, которая так мне по сердцу.

На Георгиевской улице встретите обаятельных героев из городского фольклора и исторического прошлого города Владимира, рядом со скульптурами, понаехавшие, да и сами горожане, загадывают желание и делают стотысячное селфи, как неоспоримое доказательства посещения Владимира.

-9

Памятник Владимирскому пожарному. Сразу видно, какую часть тела у него выбрали, отвечающий за удачу и счастье. Владимирский пожарный стоит неподалеку от съезжего дома для Владимирских пожарных. Как писали в 19 веке, такой пожарной команде можно пожелать более богатым и многолюдным городам империи.

Памятник Владимирскому пожарному
Памятник Владимирскому пожарному

Если нажать на рычажок насоса скульптуры, из шланга потечет настоящая вода. Пожарный неслучайно появился именно здесь. В конце XIX — начале XX века в старинной водонапорной башне пожарные брали воду для спасения города во время пожаров. В прежние времена часть этой улицы называлась Шалапаевка.

Вот и решили увековечить неблагополучную в прошлом территорию памятником Шалапаеву. За ним незаметно следит полицейский сыщик Филёр. Знает, боец невидимого фронта своё дело, практически слился с тумбой для афиш.

Есть у Владимира и памятник вишне. Да, Владимир ведь всегда славился не только своими древностями, но и тем, что на этой земле выращивали самую вкусную вишню. Даже сорт есть такой — Владимирская вишня. А публика постарше эти две ягоды под снегом называют Зимней вишней, ну, видимо, держа в голове полюбившийся одноименный фильм.

-12

Троицкая Старообрядческая церковь производит впечатление мощной цитадели. Это одно из последних строений в дореволюционном Владимире. А ведь Троицкую церковь собирались снести. Но, по счастью жителям города, при поддержке известного Владимирского писателя и поэта Владимира Солоухина, храм удалось спасти от уничтожения. Сегодня Владимирцы и не представляют театральную площадь без этой красно-кирпичной махины.

Вот уже 50 лет в стенах Троицкой церкви располагается Музей Хрусталя. Тут словно погружаешься в волшебство. Волшебство переливов цвета, игры света на хрустальных гранях. Нет, конечно, любое волшебство даже в состоянии влюбленности некоторые объясняют с помощью химии. Вот вы, к примеру, знаете, что отличает обыкновенное стекло от переливчатого и искрящегося хрусталя? Да только процент окиси свинца.

-14

И именно свинец дает хрусталю возможность так блистать и так загадочно преломлять свет. А известно ли вам, как получается цветное стекло? Синее, когда в стеклянную массу добавляют оксид кобальта, фиолетовый — оксид марганца, зелёный — оксид железа, красный — коллоидный раствор золота, меди в царской водке. Получается, никакое волшебство невозможно без таблицы Менделеева? Да, это так.

Но есть ещё понятие тайны. Вот в соединении с талантом они и рождают поэзию. Она проявляется и на бумаге в стихах, и на полотне художника, и в модели автомобиля, и в посуде, но, в общем, в любом предмете, к которому прикоснулись руки мастера и поэта. В этом музее много уникальных, а порой и забавных экспонатов. Например, забавно ностальгически выглядят вот эти серпы и молоты, портреты руководителей партий, посвящения съездам в хрустальном исполнении.

Да, это тот случай, когда лучше бы котлеты отдельно, мухи отдельно, но с другой стороны, они ведь свидетели своего времени. Но все же, если в вас живет художник, а он живет ведь почти в каждом, Даже если этот каждый не всегда об этом и догадывается, то рассматривая эту переливающуюся красоту, можно забыть о химии и поплыть по волнам своих чувств, ловить оттенки, образы и эхо меняющихся отголосков собственных чувств, а погрузившись в это состояние, можно услышать музыку каждого предмета.

Впрочем, эти изящные фантазийные формы, созданные талантом и мастерством художника, не хочется называть даже предметами. Но разве они не оживают в ваших глазах? Ведь тут граница между миром материальным и миром одушевлённым почти стирается.