Найти тему
Pro bono - "Заметки"

АСФАЛЬТОУКЛАДЧИК. Принцип работы. Виды. Технические характеристики.

Вводный материал для студентов курса "Машинист асфальтоукладчика"
Вводный материал для студентов курса "Машинист асфальтоукладчика"

Асфальтоукладчики имеют сложную конструкцию, которая объединяет в себе основную часть (самоходное шасси и кабина) и рабочий блок. При этом они одновременно выполняют сразу несколько операций: укладку асфальта, его распределение, предварительное уплотнение и выравнивание. К преимуществам использования асфальтоукладчиков относят высокую скорость строительства дорожных покрытий и значительное сокращение затрат на реализации проектов. Также их применение позволяет повысить качество готового покрытия. Создаваемые асфальтоукладчиками дорожные полосы имеют ровную поверхность, одинаковую по всей длине толщину и точную ширину.

-2

При создании дорожных покрытий асфальтоукладчик работает совместно с самосвалами и катками. Первые подают асфальтобетонную смесь, вторые выполняют окончательную трамбовку и выравнивание полотна. Асфальтоукладчик, в свою очередь, производит ряд последовательных операций. Сначала машина принимает в бункер горячую рабочую смесь, доставляемую на участок грузовыми транспортными средствами. Затем масса с помощью специальных механизмов, именуемых питателями, перемещается в шнековую камеру. Шнеки асфальтоукладчика выкладывают смесь на поверхность основания по заданной ширине и обеспечивают ее равномерное распределение. Специальный блок, состоящий из выглаживающих плит, трамбующих брусьев и вибраторов, выполняет предварительное выравнивание и уплотнение покрытия.

Работа современного асфальтоукладчика контролируется специальной электронной системой. Она обеспечивает полную автоматизацию процессов подачи, укладки и распределения материала. Также в оснащение данной техники входит несколько датчиков, отвечающих:

за контроль подачи асфальтобетонной смеси на шнек,

угол наклона выравнивающей плиты по горизонту,

соответствие толщины создаваемого слоя указанным параметрам.

Управление асфальтоукладчиком осуществляется оператором, который должен иметь соответствующую подготовку. В процессе выполнения дорожных работ он располагается на специальной площадке (открытой либо покрытой солнцезащитным тентом) или в оборудованной кабине.

-3
-4

По ширине укладки. Этот параметр определяет возможности применения техники и скорость выполнения запланированных дорожно-строительных работ. По нему современные модели асфальтоукладчиков разделяются на 5 основных видов:

с малой шириной укладки 1,0–3,0 м. Это компактная техника, которая применяется для нанесения асфальтобетонных смесей в полосах уширения, на тротуарах и пешеходных дорожках. Такие асфальтоукладчики могут использоваться для проведения реконструкции или ремонта дорожного полотна на отдельном участке;

с шириной укладки 2,0–4,5 м. Техника данного типа применяется в основном для создания одной полосы проезжей части или улицы, ширина которой стандартно составляет 3,0−3,75 м. Применение таких асфальтоукладчиков является идеальным решением для тех случаев, когда нет возможности полностью остановить движение транспорта на дороге;

с шириной укладки 2,5–7,5 м. Данная категория спецмашин предназначена для одновременного создания двух полос автомобильной дороги или городской улицы с шириной до 6,0−7,5 м. Эти асфальтоукладчики способны создавать большое бесшовное покрытие без холодного продольного стыка;

с шириной укладки 3,0–9,0 м. Технику этого вида задействуют при строительстве автомобильных магистралей I и II технических категорий, имеющих двухполоснуюпроезжую часть. Асфальтоукладчики с таким захватом обеспечивают бесшовность покрытия большой ширины;

с шириной укладки 3,0–12,0 м. Техника этого типа используется для укладки асфальта на дорогах I и II категорий, создание которых предполагает обустройство широкого полотна с тремя основными полосами движения и укрепительными линиями по бокам. Такие асфальтоукладчики имеют большие размеры. Также их отличает высокая производительность.

-5
-6
-7
-8

По типу ходовой части. Данная особенность конструкции асфальтоукладчика является одной из ключевых характеристик. Она определяет возможность использования техники в тех или иных условиях, а также влияет на сложность и объем выполняемых работ.

Гусеничные. Асфальтоукладчики с такой ходовой частью обладают высокой эффективностью и производительностью. Они применяются на крупных по площади объектах, строительство которых предполагает наличие больших дорожных покрытий (взлетно-посадочные полосы, загородные трассы и т. п.). Характерная особенность гусеничных машин – способность выкладки полотна значительной ширины. Такие асфальтоукладчики сегодня представлены двумя типами: двух- и четырехопорными. Отдельные модели могут иметь особый тип траков: полностью резиновые или стальные с резиновыми накладками. Эта особенность предотвращает повреждение покрытия в процессе работ, повышает сцепление асфальтоукладчика с основанием, увеличивает скорость его передвижения и смягчает ход.

Колесные. Техника с такой ходовой частью обладает малой и средней производительностью. Также для нее характерна небольшая ширина захвата, которая позволяет одновременно создавать до двух полос движения. Колесные асфальтоукладчики используются преимущественно при обустройстве небольших участков дорог, которые имеют незначительную площадь и толщину асфальтового покрытия. Чаще всего это городские магистрали, поселковые дороги и проезды внутри дворов. Колесная база обеспечивает простоту и высокую скорость (свыше 20 км/ч) передвижения асфальтоукладчиков в любых условиях. Сегодня эта техника выпускается с несколькими модификациями ходовой части. Например, наибольшее распространение получили асфальтоукладчики с двух-, трех- и четырехосным шасси, где 1−2 оси являются ведущими.

-9

По производительности. Этот показатель обусловлен техническими характеристиками (мощность двигателя, тип ходовой), габаритами, массой и другими особенностями асфальтоукладчика. При этом от него зависит скорость проведения работ и их сложность.

Мини-асфальтоукладчики. Это относительно компактная и маневренная техника, идеально подходящая для выполнения ремонтно-строительных мероприятий небольшого объема. Мини-асфальтоукладчики очень удобны при использовании в городских условиях на стройплощадках малой площади. Вес этих машин, как правило, не превышает 6 тонн. Исходные характеристики позволяют им укладывать асфальт со скоростью до 250 тонн в час. Ширина рабочего блока и, соответственно, создаваемого полотна составляет 1−3,5 метра.

Асфальтоукладчики среднего класса. Представляют собой универсальную технику, которая отлично справляется с широким спектром задач. Может применяться в любых условиях и создавать дороги разного назначения. Масса таких асфальтоукладчиков обычно находится в пределах 6−10 тонн, производительность – на уровне 250−700 тонн в час. В зависимости от конкретной модели ширина укладки асфальтобетонной смеси может достигать 5 м.

Тяжелые асфальтоукладчики. Это крупногабаритная и высокопроизводительная дорожно-строительная техника, предназначенная для проведения работ повышенной сложности. Она прекрасно справляется с асфальтированием больших по размеру дорог и площадей. Масса асфальтоукладчиков данной категории обычно превышает 10 тонн. Укладка асфальта производится со скоростью 700−950 тонн смеси в час. Ширина покрытия может достигать 12 метров, что позволяет создавать одновременно до 2−3 полос движения.

-10

Асфальтоукладчики сегодня представлены на рынке десятками моделей. Каждая из них обладает набором уникальных характеристик и технических особенностей. Техника отличается внешним видом, конструкцией, уровнем оснащения и многим другим. Однако, выбирая асфальтоукладчик под определенный вид работ, важно учитывать такие параметры:

тип ходовой (гусеничная, колесная);

ширину укладки асфальта;

толщину создаваемого слоя;

производительность;

скорость укладки;

прием смеси (безбункерный, бункерный);

объем приемного бункера;

мощность двигателя;

скорость передвижения машины;

метод подогрева выглаживающей плиты (электрический, газовый);

массу и габариты техники.

-11