Розы. Настоящие королевы сада. И не так важно, английский ли это сад эпохи регентства (а для нас — эпохи великой Джейн Остен, то есть начала XIX века), современный ли сад Подмосковья или Северо-Запада. Между розами, которые благоухали в скромном саду семейства Беннет, и теми, что сейчас украшают мой сад, двести лет. Насколько же изменились розы за это время? Те, кто обратил внимание на нашу предыдущую публикацию, посвященную садовой землянике «тогда» и «сейчас», уже знают, что Эмма Вудхаус, как и героини других романов Остен, наслаждалась совсем другими ягодками… Ну а розы?
Наверное, надо начать с того, что розы были известны и любимы тысячелетиями… Это не преувеличение, потому что уже в Древней Греции и Древнем Египте культивировали розы для получения драгоценного розового масла, предназначенного для религиозных ритуалов. Стоило такое масло на вес золота, но и бедняки могли наслаждаться ароматом цветущих растений совершенно бесплатно. Так что к XIX веку роза была уже постоянным обитателем садов, а то и просто клочка земли перед крыльцом.
И вот что интересно. Если мы посмотрим на классификацию роз, то увидим, что глобально садовые розы делятся на две категории: розы старинные (их еще называют античными) и розы современные. Почему так? Потому что до определенного времени новые сорта роз получались самопроизвольно, когда цветок с одного куста случайно опылялся пыльцой с другого. А роза удивительно пластична, поэтому опыление происходило довольно легко. Но человеческий разум всегда стремился постичь законы Природы, поэтому, заметив такое замечательное качество роз, как способность к перекрестному опылению, человек решил делать это самостоятельно, уже целенаправленно скрещивая разные сорта для получения растений с новыми качествами. Такие розы по классификации называются современными. И первый современный сорт был выведен… в 1867 году. То есть все-таки Элизабет Беннет и ее сестрам пришлось обойтись розами старинными.
К счастью, и сортов старинных роз уже было немало. Оставив в стороне розы азиатские (китайские) или экзотические бургундские (с острова Мадагаскар), посмотрим на те, что могли встречаться в любом английском саду.
Прежде всего, это розы дамасские. Неповторимые по аромату, очаровательные в своей нежности, эти розы были завезены с Ближнего Востока в середине XIII века. И в те далекие времена, и сейчас у этих роз один недостаток — их цветы очень быстро отцветают, буквально за 3–4 дня. Но вот количество на кусте компенсирует все недостатки! К тому же дамасская роза могла зацвести и второй раз за сезон.
Родственниками дамасской розы, но не такими благоуханными, являются розы прованские, как ни странно, пришедшие в центральную Европу из Нидерландов. Эти розы еще называют столепестковыми, или капустными, потому что множество лепестков этой махровой розы закручиваются к центру, как листья у капусты.
А вот роза галльская, родом из Южной Европы, не такая ароматная и вовсе не махровая. И цвела только раз за все лето. Зато ее расцветка покоряла всех: красный, бордовый, малиновый и даже пурпурный! Но сам цветок был простоват, потому что не мог похвастаться количеством лепестков. Кстати, именно роза галльская ярко-красного цвета стала символом клана Ланкастеров во времена Войн Алой и Белой розы.
Ну, и конечно, роза альба — роза белая, старинная роза XIV века, которую ценили и за особую зимостойкость, и за снежно-белый цвет, символ чистоты и непорочности. Слабомахровые, ароматные, цветущие дважды за сезон, эти розы часто выращивали в монастырских садах.
Как мы видим, уже во времена Джейн Остен роза была одним из самых распространенных садовых растений. В некотором смысле символом красоты и обаяния. Недаром розы становились центром букетов, украшали гордые головы прекрасных дам или подчеркивали совершенную линию груди, располагаясь по краю декольте… Именно такими запечатлел своих современниц выдающийся художник-портретист Томас Лоуренс (1760–1830).
Пройдет много-много лет. И во второй половине XX века все розоводы мира станут фанатами новой группы роз… Правильно, роз английских. Эти розы создавал в своем саду селекционер и страстный любитель роз Дэвид Остин. Нет, увы, не родственник Джейн Остен. Но ведь это символично, не так ли?