Найти тему

Как грузины "роз" наломали. Запад выветривается из Тбилиси

Оглавление

Революция роз в Грузии, целью которой было установление мира, порядка и справедливости, завершилась. Результаты ее сомнительны и больше всех в них сомневаются индийские СМИ

Прошло 20 лет с тех пор, как Республика Грузия решила измениться. 23 ноября 2003 года молодой проамериканский политик Михаил Саакашвили вошел в парламент штата с единственной красной розой в руке и призвал президента Эдуарда Шеварднадзе уйти в отставку. Это положило начало значительным политическим, социальным, экономическим, военным и геополитическим сдвигам как в стране, так и во всем регионе. Саакашвили не так давно привлечен к ответственности и отбывает наказание в тюрьме. Его политическая партия «Единое национальное движение» находится на грани краха, а оппозиция сомневается, сможет ли она действительно противостоять правящей «Грузинской мечте» на предстоящих парламентских выборах без огромной поддержки из-за границы. Судя по всему, идеи революции остаются забытыми широкими слоями населения Грузии, их хвалят и вспоминают только сторонники партий и им сочувствующие, в основном из так называемых прозападных элит и некоторых американских/европейских агентств. Эти акторы надеются вернуть «старые добрые времена», когда Грузия была, возможно, прозападной и в ней процветала демократия.

Исторический контекст

Наиболее широко распространенное мнение заключалось в том, что Революция роз была победой Запада над Россией; триумф прозападной демократической оппозиции во главе с Михаилом Саакашвили, Зурабом Жвания и Нино Бурджанадзе против пророссийского правительства Эдуарда Шеварднадзе. Почти все в этой формуле является упрощением, если не искажением. Прежде всего, Саакашвили и его коллеги были продуктом правительства Шеварднадзе. Во-вторых, ни политическая тройка, ни Шеварднадзе не боролись в рамках дихотомии Запад-Россия. У Эдуарда Шеварднадзе были такие же хорошие отношения с ведущими западными политиками, как и с Москвой. Таким образом, бывшего министра иностранных дел бывшего СССР считали не прозападным или пророссийским, а, скорее, прогрузинским. В-третьих, конечно, агентства США были активно вовлечены в финансирование местных группировок, таких как «кмара» (что по-грузински означает «достаточно»), для продвижения мирных протестов и смены режимов на постсоветском пространстве. Более того, основной состав будущего правительства составили люди, напрямую финансируемые Вашингтоном, а сербские «бульдозерные» революционеры активно обучали грузинских коллег. Однако решение поддержать революционный дух было всеобъемлющим. И Вашингтон, и Москва были вовлечены в этот процесс. Бывший министр иностранных дел России Игорь Иванов находился в центре Тбилиси, чтобы убедиться, что переход состоялся и ситуация контролировалась, чтобы она не переросла в насилие. Именно он, имея дополнительные гарантии безопасности со стороны западных партнеров, убедил Шеварднадзе мирно уйти в отставку. И, наконец, именно Иванов помог Тбилиси провести переговоры с Асланом Абашидзе, бывшим главой Аджарии, который объявил о неповиновении, чтобы поставить страну на грань кровопролития. Таким образом, роль Москвы в Революции роз была огромна. И Соединенные Штаты, и Россия хотели видеть политический переход в Тбилиси, к молодому лидеру, с которым они могли бы позже вести переговоры.

Неправильные акценты

Второе неверное предположение, широко распространенное как среди западных экспертов/ученых, так и среди прозападных грузин, заключается в том, что Революция роз была предшественником украинского «Евромайдана». Это просто фальсификация истории, имеющая целью подогнать исторические факты под идеологические предпочтения этих людей; привести историю в соответствие с новейшими событиями – заявлениями о том, что у Грузии нет другого пути, кроме как присоединиться к западному миру на западных условиях. Если верить этому повествованию, Запад неизбежен.

-2

По сути, это было не так. В протестах не доминировали ни американские, ни европейские флаги, и не использовались «демократические девизы». Лозунг «Я грузин, значит, я европеец!» было высказано позже бывшим премьер-министром Грузии и видным местным политиком Зурабом Жванией, а тогда оно было бы совершенно неправильно понято, и его разделило бы меньшинство. В отличие от украинского «Евромайдана», где политические элиты убеждали людей, что Европа может быть единственным вариантом для страны, Революция роз предшествовала так называемым «Оранжевой» (2004-05, Украина) и «Тюльпановой» (2005, Кыргызстан) Революциям. Основной идеей этих движений было освобождение государств от коррупции и «правление закона». Обычные граждане Грузии устали от неблагополучного государства и режима Эдуарда Шеварднадзе, который не смог обеспечить стабильность, порядок и справедливость своему народу. Именно поэтому подавляющее большинство общества решило поддержать молодого политика Михаила Саакашвили. И НАТО, и ЕС как перспективы интеграции возникли сравнительно позже. Особенно после кратковременного медового месяца Саакашвили и Владимира Путина, когда стало очевидно, что у Тбилиси и Москвы разное мировоззрение.

Революция роз завершилась

Последнее празднование этой даты одной частью грузинского общества, гнев на другой стороне и в целом уныние доказали, что общество страны расколото как никогда. Очевидно, что так называемые радикальные прозападники воспринимают то событие как решающее на пути страны к НАТО и ЕС, продвижению демократии и освобождению грузинского народа от российского «ига».

Но есть такое же небольшое количество людей, для которых болтовня Саакашвили была надеждой, обернувшейся катастрофой, включая преследования, убийства, злоупотребления властью и просто утрату власти из-за проведенных реформ. Большая часть грузинского народа сомневается в правильности доктрин Запада, особенно те, кто это испытал. Хотя они признают достижения режима Революции роз, такие как налоговая и полицейская реформы или искоренение «мелкой коррупции» в высшем образовании, едва ли можно забыть, что то же самое правительство убило главную идею революции – справедливость.

-3

Правительство Саакашвили дало людям надежду, принеся порядок и мир посредством законов, а также государственного участия. При этом оно забыло самое важное понятие — «верховенство закона». Это объясняет, почему большинство избирателей ценит предыдущие достижения Михаила Саакашвили и его «Единого национального движения», но не считает этих политических игроков тем, что нужно государству сейчас и в будущем.

Прошлое должно остаться в прошлом, а будущее должно быть построено теми, кто сможет возглавить Грузию, оставив позади Революцию роз и ее нарративы. Это то, что едва ли понимают местная оппозиция, а также прозападные НПО, медиа-платформы, бизнес-элита и научные школы, приверженные духу и идеологии революции. И именно поэтому «Грузинская мечта» всегда победит «революцию роз». Она просто закончилась. Грузинское общество в целом двинулось дальше, и то же самое должны сделать элиты страны и стратегические партнеры за рубежом.

Наконец, западные союзники должны прекратить попытки использовать бывших высокопоставленных чиновников и/или их сторонников в качестве альтернативы правящей партии — эти люди просто не воспринимаются как новые лидеры с новыми идеями; а скорее подражателями нового, поющими ту же «старую песню».