Нет дома - бери веревку! Как добрая Европа и Россия решали проблемы приюта бездомных

Я был бездомным некоторое время. Точнее, у меня был дом, который я построил для семьи, но один человек посчитал, что у нас можно отжать собственность судебным крючкотворством. Это были очень неприятные дни. ... Очень. Трое детей, жена-красавица, ...и перспектива жить на улице.

Помню, я сказал жене, утирая ее слезы: обещаю, у нас будет дом лучше прежнего, и теперь он есть, - большой, просторный дом. А семья выросла на одного прекрасного человечка - долгожданную дочь. Смог со временем разрулить и юридическую проблему бесчестного отъема собственности, но это тот маленький вонючий ящик, который лучше не открывать.

Есть ситуации, которые заставляют нас быть сильнее. Всем привет, с вами Алексей Норкин, я руковожу строительной компанией, строю индивидуальные дома, рассказываю в дзене о жизни на юге нашей страны, о трендах домостроения, о великих и просто интересных дизайнерах и трендах в отделке домов. А сегодня - настроение такое, что ли, или грустные правовые даты, - решил рассказать о жизни людей, у которых нет дома.

Веревка для английского бездомного

Знаменитая сцена с Оливером Твистом, который попросил добавки - жиденькой овсяной каши - описана Диккенсом как раз в те годы, когда парламент решал, должно ли общество помогать бездомным. Пришли к выводу, что социальная помощь для нищих - это лишние траты общества. Альтернатива для них: или в работный дом, или ... естественный отбор.

Общество в лице парламентариев решило, что с нищих довольно будет ...веревок для сна. Веревки натягивали в помещениях, застланных соломой, и уставшие люди могли немного поспать в тепле.

Женщинам делали небольшие послабления, разрешая ночевать на скамейках. Ложиться на них, во всяком случае, пока видит полисмен, было запрещено. Публичные сады со скамейками запирались на ночь.

-2

Работный дом - звучит вроде неплохо, а по сути - тюрьма с ужасным питанием, фабрика смерти от побоев и голода (миска овсянки, которую попросил Оливер, - бунт, за что мальчик был избит). Улица давала призрачные шансы выжить.

Диккенс своими произведениями пытался доказать, что люди не могут подняться и начать зарабатывать честно, ибо уже дошли до ручки - обносились, отощали, нажили болезни от жизни без крыши над головой, - нужны условия для их реабилитации и возвращения в общество. И он был против Нового закона о бедных.

-3

Через четверть века последствия т.н. "Нового закона" о бедных стали таковы, что в разы выросла преступность и смертность среди потерявших кров. Наиболее милосердные англичане стали давать деньги для ночлежек бездомных, их строительством занималась христианская организация "Армия спасения".

Расценки за право выспаться в ящике

Приют "однопенсовый" - согреться в тепле Можно было посидеть в зале, похожим на вокзальный зал ожидания, в тепле. Давали чай и кусок хлеба. Служащие следили, чтобы от тепла бродяжек не разморило, и они бы не уснули, так как ложиться на скамейку и спать не разрешалось. Нарушителей выгоняли на улицу.

Приют "двухпенсовый" - подвес Бездомный получал место на скамейке, перед которой была натянута веревка. На нее можно было опереться и поспать. Худший вариант подвеса - без возможности присесть. На рассвете, в 5 утра работник приюта опускал веревки, сонные люди падали, как груши. Их выталкивали из помещения.

-4

Приют "Четыре пенса" - гроб напрокат.

Для сна предлагался "капсульный отель" - похожий на гроб индивидуальный ящик. В нем можно было хотя бы вытянуть ноги и поспать в тепле. Так выглядел "четырехпенсовик" лондонского хостела на Берн-стрит в 1900 году.

-5

Внутри "Гробика" находился спальный мешок, в него можно было укутаться.

-6

За 7 пенсов можно было поспать на кровати. За шиллинг (12 пенсов) - полагалось отгороженное от других место и разрешали помыться в ванной. За 5 шиллингов можно было снять комнатку с печью на неделю.

Английское общество стимулировало нищих трудиться, чтобы подняться по социальной лестнице с однопенсовика до шиллингового "люкса".

А так, уже вполне гуманно и функционально, выглядит зал для бездомных в немецкой ночлежке в 1930 году.

1930 г. Приют для бездомных в Берлине
1930 г. Приют для бездомных в Берлине

Эффективные менеджеры-англичане

А как в России?

Конец века обычно сопровождают фотографиями петербургских дворцов, роскошных домов, оборудованных гигиеническими и прогрессивными штуками: газ, телефон, ванные, душевые, ватерклозеты. Роскошь ар-деко в убранстве. Высокие потолки. Роскошный текстиль.

Современные молодые люди, имеющие представление об истории страны по ЕГЭ, думают, что так жили все. Но так жили далеко не все. Рабочие селятся в казармах семьями, отдельное жилье для семейных рабочих дорого и редко. Люди живут скученно, бедно, отделяются друг от друга занавесками, работают много. Когда кто-то выпадал из системы общего житья, падал на дно.

-8

Пьесу Горького "На дне" в школе читали все, - вводное представление о ночлежках есть. "Лапотная немытая" Россия никогда не подвешивала веревки для лишенных крова! Опустившихся, спивающихся бездомных людей размещали на кровати или нары, кормили, давали по-человечески выспаться, хотя не баловали.

Отмена крепостного права привела к перетеканию рабочей силы из деревни к города. Нужно было где-то жить, и многие капиталисты к цехам пристраивали общежития. На Максвелловской фабрике в Петербурге, к примеру, помещения, отданные под казармы для работников, эксплуатировались по 2-3 раза. Пока одна смена спит, другая работает. Койка в каморке на 4 человека стоила 1,5-2 рубля в месяц, а зарплата от подмастерья до самостоятельного ткача варьировалась от 8 до 15 руб. в месяц. Это значит, что одна лишь кровать в заводском общежитии за счет сна по очереди "приносила" капиталисту Максвеллу по 5-6 руб в месяц., комнатка - до 24 руб.

-9

Песен не петь!

Район Хитрова рынка в Москве был облеплен домами, приспособленными под ночлежные дома - небольшие комнатки обеспечивали собственникам зданий хороший доход. Плату, которую ранее хозяин получал за месяц от семьи, теперь он имел за один день за счет уплотнения комнатушек: до 10 постояльцев, а иногда и больше, ютились на нарах в три этажа. В эти дома никто из арендодателей не вкладывался - сырые, со спертым воздухом, с облезлой штукатуркой, плесенью, вонью от немытых тел дома существовали только для барышей.

-10

Бездомные, безработные, не имеющие дохода люди побирались, воровали или подрабатывали, чтобы вечером отдать копеечки за временный кров.

Виктор Михайлович Васнецов. С квартиры на квартиру. 1876 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Виктор Михайлович Васнецов. С квартиры на квартиру. 1876 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Первое общество ночлежных домов было зарегистрировано в Петербурге в 1883 году. Ночлежные дома столицы империи открывались в местах скопления наёмной трудовой силы - на Обводном канале, Боровой, Воронежской, Малой Болотной улицах. Ночлежки открывались ежедневно в 17:00 или 18:00, и в это время на улице выстраивалась огромная очередь: приюты были переполнены, места могло не хватить.

Место стоило 5 копеек, на эти деньги давали еще и ужин, также чай и каша полагались утром. С первыми заводскими гудками ночлежников выпроваживали, и мыли за ними помещения. Пить алкогольные напитки, петь песни, играть в азартные игры и шуметь в ночлежках не позволяли. Однако, по той же пьесе "На дне" известно, что в самых жутких ночлежках позволяли все. Так на Московской заставе у свалки ("горячее поле") в женских бараках размещался бордель уголовницы Верки-арбуз, второй по знаменитости после Соньки Золотой Ручки

Конец 19 века бездомные встречали в 16 ночлежках Петербурга, набитых до звона - более 4000 человек обретали в ночлежках временный уют.

Грачи прилетели, или последний приют Саврасова

Время перед открытием ночлежки коротали на улице, - такое ожидание изображено на картине Владимира Маковского "Ночлежный дом". Это знаменитая "ляпинка", названная по фамилии братьев-купцов Ляпиных. В центре картины в шляпе и шарфе, с альбомом в руках изображен великий русский художник Саврасов, потерявший к концу жизни все: семью, дом, здоровье. Саврасов спивался стремительно, в полубезумном состоянии, трясущимися руками изображал что-нибудь простое, что немедленно продавалось на рынке за выпивку. Но о ляпинке и о Саврасове читайте в следующей статье.

В.Е. Маковский. Ночлежники (Ночлежный дом в Москве). 1889 г. Государственный Русский музей.
В.Е. Маковский. Ночлежники (Ночлежный дом в Москве). 1889 г. Государственный Русский музей.

Благодарю за предоставленные материалы дружеский проект "ProСВЕТ"!

Продолжение статьи от ночлежках - тут.

Алексей Норкин: Строю. Путешествую. Люблю.Привет! Я Алексей Норкин, инженер-строитель по образованию и руководитель строительной компании "Атлант", специализация - малоэтажное и индивидуальное строительство. Хотите жить в своем доме и мечтаете о переезде на юг, - читайте мой блог! Расскажу о жизни местных на юге и тонкостях строительства.
4,7K подписчиков