Южный завод тяжелого станкостроения (ЮЗТС) — одно из немногих предприятий в России, которое специализируется на создании пятиосевых обрабатывающих центров. С 2020 года завод возглавляет Юрий Коваль. Под его руководством предприятие совершило значительный прогресс и вышло на новый уровень работы. Какие цели стоят перед станкостроением России?
Конец упадку станкостроения
Южный завод тяжелого станкостроения имеет богатую историю. С 1911 года на предприятии производили машины для глубокого бурения нефти, а позднее перешли к танкостроению. После реорганизации и переименования завод сфокусировался на создании инновационного оборудования, в том числе пятиосевых обрабатывающих центров.
По словам Юрия Коваля, ранее станкостроение находилось в крайне тяжелом состоянии. Недостаточное финансирование не позволяло платить нормальные зарплаты инженерам, что приводило к оттоку квалифицированных специалистов из отрасли. Однако сейчас ситуация начала меняться. Престиж профессии инженера повышается, и теперь в стране есть спрос на компетентных специалистов.
Одним из ключевых направлений развития ЮЗТС является укрепление инженерной школы. Юрий Коваль уделяет большое внимание профессиональному росту сотрудников и разработке собственных технологий. По его мнению, для качественного скачка и достижения лидерских позиций в отрасли необходимо иметь сильную инженерную школу, а не копировать иностранные технологии.
«Мы даём понимание студенту, что создать конструкцию — это не главное. Главное — чтобы она была дешёвая и конкурентоспособная, а также надёжная, чтобы она была ремонтопригодная, и чтобы она могла быть исполнена на том оборудовании, которое имеет предприятие. Такая своеобразная локализация обучения», — говорит Юрий Коваль.
Вклад в самостоятельное развитие
«В любом замещении и в любой локализации есть вторая сторона вопроса — это себестоимость. Когда Китай производит деталей 1000, то у него себестоимость 100 руб., если у России нет потребности в 1000 этих деталей, а есть 100 , то себестоимость одной детали будет выше, соответственно стоимость станка будет выше. Здесь нужно выдерживать золотую середину», — говорит Юрий Коваль.
Сегодня ЮЗТМ производит различное оборудование, включая токарно-карусельные станки, портальные обрабатывающие центры и специальные станки для обработки железнодорожных колес. На заводе освоен полный цикл создания обрабатывающих центров, начиная с проектирования и заканчивая изготовлением готового оборудования.
История показывает, что долгосрочное зависимость от копирования может задержать развитие на десятилетия. Китай, например, до сих пор сильно зависит от иностранных технологий в точном машиностроении, что ограничивает его возможности в развитии. В России же есть огромный потенциал и разносторонние компетенции, которые позволяют создавать собственные инновации и школу конструирования.
Сегодня ЮЗТС производит высокотехнологичное оборудование, включая пятиосевые обрабатывающие центры и токарно-карусельные станки, что стало возможным благодаря модернизации и инновационному подходу к проектированию. Это свидетельствует о том, что российское машиностроение может и должно идти своим путём, опираясь на внутренние ресурсы и развивая собственные технологии.
Читайте также:
Материал создан при поддержке проекта SFERA
Чтобы не потерять нас, подпишитесь на telegram-канал, который мы ведём для проекта SFERA. Экстренные новости будут в закреплённых сообщениях.