Найти тему
Записки социалиста

Устройство экономики при демократических социалистах. Часть 1. Правая фракция

Введение

При описании демократического социализма (ознакомиться можно с этим здесь), мной было упомянуто деление на фракции внутри партийных организаций и политического движения среди последователей демократического социализма. Правофракционные демократические социалисты из-за схожести взглядов поддерживают общий курс с фракцией левой за обобществление собственности на средства производства крупного бизнеса, имеющего национальное и международное значение, в то же время полностью отвергают концепцию отказа от любой частной собственности на средства производства со стороны левой фракции, выступая за сохранение бизнеса среднего и малого (не имеющего значения даже в рамках страны)

Обобществление собственности крупного бизнеса

С приходом к власти, демократические социалисты объявляют переходный период в стране, после чего начинается национализация собственности крупного бизнеса и становление госконтроля. Это происходит разными методами в течении разного времени в зависимости от обстоятельств: от выкупа контрольного пакета акций до полного поглощения предприятий в пользу государства. Соответственно, при всеобщем вмешательстве государства, сразу же поднимается вопрос о положении трудящихся, улучшении условий труда и создание полноценных профсоюзов. Для трудящихся на крупный бизнес это благо: официальное трудоустройство, оплата больничных/отпусков/декрета, нормированный рабочий день и рабочая неделя, полноценная оплата переработок и работы в выходные и праздничные дни и многое, многое другое. Сами же компании после перехода под контроль государства переводятся на индикативное планирование с усреднёнными целевыми показателями прошлых лет по месяцам с отчётами государственным органам планирования

Роль малого и среднего бизнеса

При одобрении населением концепции правофракционных демократических социалистов о сохранении малого и среднего бизнеса, их роль сводится к увеличению ассортимента продукции, уменьшению рисков дефицита в стране и удовлетворению текущего спроса. Рыночные отношения при этом для них сохраняются. Но в отличии от современных реалий, когда владельцы малого бизнеса пренебрегают трудовым законодательством, ориентируясь на крупный бизнес, их влияние и их отношение к рабочим. При демократических социалистах им придётся ориентироваться на государственный сектор, соблюдая трудовое законодательство для конкуренции за рабочую силу, выполняя все обязательства, возложенные на владельца малого бизнеса как работодателя. В противном случае работник предпочтёт государственный сектор

Почему эта система будет работать?

Существует мнение, что такая система нежизнеспособна, мол, бизнес приведёт своего ставленника, который будет готов к распродаже государственных активов в пользу частных лиц и мы, как трудящиеся, снова получим то с чего начинали. Начнём с того, что в индустриально развитых странах, к которым относится и наша страна, крупный бизнес всегда формирует большую часть ВВП (от 45 до 60%). При этом малый и средний бизнес формирует незначительную часть ВВП (обычно от 10 до 25%). То есть роль малого и среднего бизнеса слишком преувеличена, как и их влияние на политику и экономику страны. Таким образом, ни у малого, ни у среднего бизнеса не хватит средств и ресурсов привести своего ставленника к власти. К тому же бизнесменов можно ограничивать юридически для избежания лоббирования своих тёмных интересов через партийные структуры