Найти в Дзене
Летающая Черепаха

Балет Стравинского "Жар-Птица" в Большом амфитеатре парка "Зарядье"

3 июля 2024 года

Здравствуйте, друзья!

Всё же на бесплатные мероприятия нужно приходить пораньше, иначе будете сидеть на каменном парапете, вместо деревянных лавочек. Как мы.

Но музыкальный вечер тем не менее прошёл прекрасно и оставил приятные впечатления.

Балет "Жар-Птица" Игорь Стравинский написал по заказу Дягилева в 1910 году к очередным знаменитым дягилевским Русским сезонам. Балет был первым опытом молодого русского композитора в этом жанре, и по тем временам считался экспериментальным. А постановка Михаила Фокина стала экспериментальной вдвойне. Босоногие царевны, скачущие лягушками обитатели "поганого царства", да и сама музыка по мотивам русской народной, всё это было очень далеко от классических балетных спектаклей того времени. Но зрители приняли балет с восторгом, а прошедшие годы подарили нам множество других постановок "Жар-Птицы", не позволив ему уйти в небытие.

-2

Что касается той постановки, что мы видели в Большом амфитеатре, то она была авангардной уже и для нашего времени.

Очень интересно было наблюдать за симфоническим фестивальным оркестром, который расположился здесь же на сцене, а не в положенной ему по статусу оркестровой яме. Дирижировал оркестром Иван Рудин, а музыканты своим мастерством позволили почувствовать единение музыки Стравинского и танца артистов.

-3

А исполнял танцевальные партии балета коллектив современного танца, под названием Banda I'll, под руководством Артемия Манукяна, что придало и без того смелой постановке особую "перчинку". Коллектив интересный, очень пластичные артисты, думаю Михаил Фокин остался бы доволен их исполнением, если бы смог увидеть.

Немного разочаровали костюмы. Они, конечно, были выполнены профессионально, но показались слишком объёмными что-ли, скрывающими часть мастерства артистов под слишком длинной одеждой. К тому же цветовая гамма была несколько однообразной, среди царевен в белом трудно было выделить главную героиню, черные обитатели кощеева царства мало чем отличались от самого кощея, да и сливались с фоном, а Ивана-царевича от Жар-птицы отличала издалека только шляпка. А возможно, я придираюсь.

В любом случае постановка равнодушной не оставила, так же как музыка Стравинского.

-4

Балет закончился даже раньше, чем было запланировано и мы обрадовались, что в воскресный вечер приедем домой пораньше, устремились в выходу, не обратив внимание на то, что на сцене происходит какое-то движение и некоторая перегруппировка музыкантов. Хорошо, что нас остановили волонтёры, подсказав, что музыкальный вечер ещё не закончен и нам предоставляется в заключение возможность послушать знаменитое "Болеро" Мориса Равеля. А надо сказать, что на премьере балета "Жар-птица", той которая состоялась более 100 лет назад, присутствовал весь парижский бомонд, в том числе и Морис Равель. Не этим ли был продиктован выбор произведения для заключительного исполнения?

Описывать музыкальное произведение, известное и великое, очень сложно, тем более, что в оркестровом исполнении я слышала его впервые. Но поверьте, это было волшебно! Оркестранты, ведомые дирижёром, сумели заставить всех присутствующих затаив дыхание слушать это произведение. Перед мысленным взглядом возникали сцены из испанской жизни, а когда прозвучали последние такты, хотелось, чтобы музыка продолжалась ещё и ещё. И никакое позднее время не могло заставить сорваться с места, а не остаться и поблагодарить музыкальный коллектив аплодисментами.

Так закончился наш воскресный музыкальный вечер, надеюсь не последний в этом году.

До новых встреч, друзья!