Пик абсолютизма в России пришелся на годы правления Петра I и Николая I. Оба эти императора гордились тем, что они чуть ли не круглые сутки, не покладая рук, трудились над совершенствованием порядка управления подвластной им страны.
Но, если при Петре принимаемые новые законы, указы и уставы должны были внедрить в России прогрессивные европейские новшества, то при Николае, почти все принимаемые законы, наоборот, были призваны сохранить в стране существующие отсталые полуфеодальные порядки.
При всей противоречивости характера Петр I был на редкость цельной натурой. Идея служения государству, в которой он подчинил всю свою многогранную деятельность, была сутью всей его жизни. Эта идея пронизывала буквально все его начинания.
Царь-реформатор искренне считал, что все его подданные должны вносить посильный вклад в процветание государства и трудиться для "общего блага". Впервые идея "общего блага" была высказана Петром в 1702 году в манифесте о призыве иностранцев на российскую службу.
В нем царь заявляет, что намеривается так управлять Россией "дабы всяк и каждый из наших верных подданных чувствовать мог, какое наше единое намерение есть о их благосостоянии и приращении пещися". Позднее эту же мысль Петр выразил яснее: "надлежит трудиться о пользе и прибытке общем, который бог наш пред очи кладет, как внутрь, так и вне, от чего облегчен будет народ."
Сопоставляя петровские законы и указы, изданные в разное время, можно понять смысл, который царь вкладывал в понятие "общее благо". Общее благо" - это и развитие торговли, ремесел и мануфактур, и соблюдение правосудия. и искоренение "неправды и тягости" в сборах налогов и наборах рекрутов, и защита границ страны и целостности ее территории.
Все это вместе взятое должно было обеспечить повышение "благосостояния" подданных и их жизнь "в беспечалии."
При этом при Петре в России сохранялась сословная монархия. Все население страны четко делилось на две категории - податную и привилегированную, каждая из которых в свою очередь делилась на отдельные сословия.
То есть, было заранее предопределено социальное неравенство между привилегированными и непривилегированными слоями населения. И "беспечальная" жизнь дворянина проходила совсем иначе, чем "беспечальная" жизнь крепостного крестьянина.
В петровскую эпоху новшества и проводимые царем реформы коснулись всех сословий, включая и привилегированное дворянство. Эти новшества состояли в увеличении и расширении перечня повинностей в пользу государства. Но основная тяжесть проводимых преобразований все же легла на крестьянство.
В иерархии сословий крепостное крестьянство занимало самую низшую ступень. И именно русские крестьяне были тем людским ресурсом, на котором базировались все петровские преобразования.
Тяготы ведения войны, строительство заводов, сооружение крепостей и городов, содержание государственного аппарата, все это ложилось на плечи в первую очередь крестьян. При Петре I к существующим налогам и повинностям прибавились новые - рекрутская повинность, мобилизация на строительные работы, многочисленные налоги специального назначения: корабельные, драгунские, амуничные, седельные и т. п.
Особенно обременительными были подводная повинность - необходимость поставлять телеги для перевозки грузов и рекрутов к театру военных действий, и постойная повинность - обязанность обеспечивать рекрутов не только ночлегом, но и продовольствием.
Крестьянское сословие кормило всю страну и важно было в интересах государства не допустить окончательного разорения крестьян. Поэтому Петр издал указ "О бережении земледельцев", в котором дворянам предписывалось крепостных крестьян "беречь и не отягощать через меру, но паче охранять от всяких нападков и разорений и особливо служилым людям порядочно с оными поступать."
Петр обязывал воевод выявлять, кто из помещиков разоряет имения непомерным взиманием с крестьян повинностей. О таких дворянах-помещиках по царскому указу следовало доносить Сенату, чтобы тот передавал их имения в управление другим лицам - родственникам помещика-разорителя.
Из-за повышения налогов и повинностей, в основном в пользу государства, многие крепостные крестьяне бежали от своих помещиков. Бегство крестьян было формой их протеста против существующих порядков.
Царь, преследуя интересы не отдельных помещиков, а государства и всего помещичьего класса в целом, неоднократно издавал указы о сыске и возвращении беглых крепостных их прежним владельцам.
Правительство вело беспощадную борьбу с беглыми крестьянами. Крестьянские побеги создавали непосредственный ущерб государству, создавая дополнительные тяготы тем крестьянам, которые оставались у прежних помещиков. От них государство требовало уплаты налогов и поставки рекрутов в том числе и за беглых, что увеличивало недоимки.
Таким образом, "общее благо" применительно к крестьянству означало сохранение его способности выполнять весь комплекс государственных повинностей, обеспечивающих потребности всего аппарата дворянско-бюрократического государства.
Известен только один указ Петра I, продиктованный защитой интересов самих крестьян, да и тот носил рекомендательный характер. Царь взывал к мелкопоместному дворянству, которое продавало крестьянских детей от родителей, "как скотов", вследствие чего "немалый вопль бывает". Петр указал "оную продажу пресечь" с оговоркой, "ежели невозможно того будет вовсе пресечь, то хотя бы по нужде и продавали целыми фамилиями или семьями, а не порознь".
Российские крестьяне при Петре I, умирали от непосильного труда и эпидемий на строительстве на болотах новой столицы - Санкт-Петербурга, при сооружении крепостей, заводов и корабельных верфей, массово подавались "в бега" от чиновничьих и помещичьих притеснений и рекрутской повинности.
Продолжение следует...