Найти тему
Слово за слово

Искушение искусством

Кадр из фильма "Леонардо. Неизведанные миры"
Кадр из фильма "Леонардо. Неизведанные миры"

В современном языке слова искушение и искусство находятся в различных смысловых пространствах. Искушение более тяготеет к сфере религии и нравственности, а под искусством мы чаще всего разумеем художественное творчество. И тем не менее оба эти слова развились из единого смысла.

Дело в том, что искусство – слово относительно позднее, оно не отмечено в памятниках древнерусского языка. В русском литературном языке оно появилось не раньше второй половины XVII века. В лексиконе Петровского времени слово экспериенциа (лат. experientia, польск. eksperjencja) «опыт, испытание» поясняется при помощи слова искусство. Если подумать, то в этом нет ничего удивительного. С XVIII века искусный (в каком-либо деле) понимается как «опытный, испытанный, искушенный, квалифицированный».

Но ведь и искус, искушение – это «испытание», испытание нравственных качеств, стойкости духа. Это испытание на противостояние соблазну, грехопадению. Так обычно понимают это слово. Однако его можно рассматривать шире: любой жизненный опыт, любой «экспириенс». В широком смысле к искушению относятся также различные нужды и скорби человеческой жизни: болезни, обиды, нищета и другие обстоятельства, в которых закаляется вера в Бога и упование на Него. В целом христианская традиция называет искушением все то, что испытывает силу устремления человека к Богу и ставит его перед сознательным выбором.

Далеко не всегда термин искушение имеет негативную окраску. Помимо диавола, который стремится отвратить человека от Бога, священное писание называет источником искушения и самого Бога. Господь посредством различных искушений ставит человека перед нравственным выбором и призывает реализовать дар свободы, данный ему при сотворении. Если в Библии слово искушение заменить словом испытание, то смысл не исказится, но напротив станет более понятен современному читателю.

Искус в значении «опыт» было широко употребительно в языке древнерусской письменности. В договоре с греками 945 года слово искусъ употреблено в значении «истязания, пытки». Пытка – это тоже в общем-то «испытание». Причиняя человеку физическое страдания, дознаватели выясняют, говорит ли тот правду или лжет. Неслучайно слова пытать, испытывать, опыт - одного корня.

Как отмечал Л.В. Успенский слова искусство и искушение восходят к старославянскому глаголу куси́ти – «испытать», «познать». Искуси́ти значило «подвергнуть испытанию»; «искусство» – «умение, знание, опыт, способ познать что-либо».

Современные носители русского языка часто не понимают, почему слово искусство пишется с удвоенной с во втором случае. А все потому, что слово образовано от корня искус с присоединением суффикса -ств(о). Таким же образом образованы многие книжные слова: детство, царство, сходство, упорство, воинство, братство, вещество, хозяйство и т.д. и т.п.

Кстати, мы сегодня не осознаем, что прилагательное искусственный произведено от существительного искусство – так разошлись они в своих значениях. Первоначально искусственный – сделанный посредством человеческого искусства, умения, мастерства; искусством произведенный (в отличие от того, что сотворено природой, или Богом). В ранних примерах употребления этого прилагательного его происхождение от «умения, опыта, искусства» хорошо чувствуется. Искусственный здесь нам хочется заменить однокоренным искусный.

Все сие так живо, так естественно, что я тысячу раз забывался и принимал искусственное подражание за самую натуру.

Н. М. Карамзин. Письма русского путешественника (1793)

Намѣреніе мое, Милостивая Государыня, поговорить съ вами не о искуственномъ прїуготовленїи чистѣйшаго скудельнаго товара, называемаго фарфоромъ, но только о бывшей на сіе щегольство модѣ, и о фабрикахъ преимущественно старающихся наполнить имъ наши столы и шкапы. (1795 г.)
Юноши старались трости свои сберечь въ чистотѣ и опрятности, а иные украшали ихъ еще и лентами и всякою искуственною рѣзьбою. (1795 г.)

Иногда искусственность понималась не просто как «искусность», но как «совершенство, идеал, высшая степень развития чего-либо».

От самого неодушевленного даже до человека образы организации возрастают, и по мере искусственнейшего образа многообразнее становятся в нем действующие силы; но далее человека, изящнее и искусственнее его сложения мы не знаем.

18. А. Н. Радищев. О человеке, о его смертности и бессмертии (1792-1796)

Сегодня у прилагательного искусственный возобладал один смысл - «ненатуральный, неестественный, сделанный или созданный человеком».