Найти тему

SMART: принцип постановки цели

В настоящее время в теории целеполагания при постановке цели используют принцип SMART. Данная аббревиатура расшифровывается следующим образом:

1. Specific (конкретная) – четко сформулированная и понятная исполнителю

2. Measurable (измеримая) – имеющая качественные измерители

3. Attainable (достижимая) – доступная для исполнителя, соответствующая уровню компетенций исполнителя, а также имеющая реалистичные сроки исполнения

4. Relevant (актуальная) – отражающая интересы бизнеса и исполнителя

5. Time-bound (ограниченная во времени) – имеющая определенные сроки исполнения

Данный принцип позволяет формулировать четкие цели для сотрудника любого уровня и предприятия в целом. При постановке целей по SMART важно учитывать следующие аспекты:

  • Четкая и понятная формулировка цели не значит то, что цель должна быть сформулирована наипростейшим языком, важно учитывать специфику деятельности исполнителя.
  • Результат цели должен иметь качественные показатели, это может быть количественное значение или простая формулировка «сделано/не сделано».
  • Цель должна быть достижима для исполнителя, но не должна соответствовать минимальному уровню компетенций, только амбициозные цели способствуют росту навыков и развитию бизнеса в целом.
  • Сроки исполнения цели должны соответствовать минимальному горизонту планирования данной цели.

Например, цель "Нарастить клиентскую базу" не будет рабочей и скорее всего не будет достинута, так как в ней нет конкретики, сроков и измерителей. Перефразируем ее: "К концу Q4 увеличить количество новых лояльных клиентов на 20%". Вместо доли можно сразу расчитать конкретное количество новых лояльных клиентов. Мы фиксируем конкретный срок к которому необходимо выполнить цель. Формулировка новый лояльный клиент тоже имеет свой смысл, таким образом мы акцентируем внимание на том что необходимо сфокусироваться на положительном первоначальном клиентском опыте, который даст возможность выстраивания долгосрочных отношений.