Найти тему
Позвольте поделиться

Все было любовь и цыгане...

Неожиданной для меня стала постановка пьесы Островского "Бесприданница" в театре РОСТА. То, что она может быть наполнена романсами и цыганскими хорами, выглядело само собой разумеющимся, а вот мюзикловая музыкальная стилистика, не сказать, что была инородна, но вызвала лёгкое недоумение. Музыкальные вставки пошли с ожидания приезда Паратова. Не цыганские мотивы, а аура дикого запада, вольный дух охотников за золотом, такой вариант при предыдущих знакомствах с пьесой в моей голове не возникал, а у создателей постановки возник, и они его постарались использовать.

Паратов нашёл свою золотую жилу - женитьба на девушке, в приданное за которой дают золотые прииски, чем не такая находка. Декорация, подчеркивающая тему продаваемого Паратовым судна, дополнялась анимацией, то вызывающей образы летящих птиц, то портреты действующих лиц, то внезапными иллюстрациями Босха.
При общей развернутой музыкальности постановка не ушла в легкомысленность и поверхностность.
Нежная певучая Лариса Дмитриевна, чей образ прекрасно подошел Александре Ледневой, нагловатая оборотистая ее матушка — Харита Игнатьевна, за нее выступала Анастасия Дворецкая. Два представителя высшего общества города Бряхимова: солидный Мокий Парменыч Кнуров (Артур Казберов) и более молодой оборотистый Василий Данилыч Вожеватов (Дмитрий Савин), покупающий пароход у Паратова. Именно эти двое обсуждают судьбу Ларисы Дмитриевны и свое участие в этой судьбе разыгрывают в орлянке.
Паратов в исполнении Алексея Рыжкова легкий с окружающими, совершенно не деловой человек. Он не кичится своим положением, свободно общается с низшим сословием, за что его многие любят. Жизнь для него игра и праздник, загулы с цыганами, любовные интриги. Сергей Сергеич умеет тратить, но не умеет зарабатывать. Практическая сметка проявляется только в одном — подороже продать свою свободу, жениться на богатой невесте. Ему нравится Лариса, но он ловелас, а не романтик. Такие не выбирают бесприданниц в спутницы жизни.
Актеры нашли для образов очень правильные интонации, показывая своих героев не историческими персонажами, а людьми, с индивидуальными психологическими чертами.
И подобное приближение персонажей к сегодняшнему дню делает уместным условность и эклектику их костюмов: яркие бархатные пиджаки с люрексом Вожеватова и Кнурова, белый костюм Паратова. Серым и незаметным остается только наряд Карандышева. Костюм сер, но образ наполнен противоречивостью и яркостью. Антон Афанасьев сумел показать своего героя вызывающим раздражение до брезгливости и одновременно горячее сочувствие. У зрителя не остается вопросов, почему он застрелил Ларису.
Интересны и казалось бы эпизодические роли. Робинзон Ильдуса Хасанова демонстрирует актерские таланты Аркадия Счастливцева, убеждая, что театральная жизнь провинциальной России была яркой и интересной. Половые Иван (Семен Газиев) и Гаврило (Дмитрий Сидоренко) сметливы, услужливы, расторопны и эрудированны. Тетка Карандышева Ефросинья Потаповна (Татьяна Покроева), обладая практичным умом, прижимиста и экономна.
При этом у всех артистов видна прекрасная вокальная подготовка, приятно слушать музыкальные номера в их исполнении. В постановке нет фонограмм, действие идет под живое сопровождение оркестра.
Темы Островского раскрыты глубоко, но в то же время без излишней назидательности и тяжести. У авторов не было желания внести собственные смыслы, как это часто бывает в последнее время, они лишь пытались сделать пьесу более понятной современному зрителю. И это у режиссера-постановщика Александра Нестерова, композитора Александра Бараева, автора текстов песен Вениамина Борисова получилось.