Сии мученики за Веру и древлее благочестие были казаками из отряда первого Даурского воеводы Афанасия Пашкова. За свое исповедование Веры и за дружество и помощь протопопу Аввакуму были замучены до смерти в Иргенском остроге злым воеводой Пашковым. Пожалуй, это первые известные нам мученики за Старую Веру в Восточной Сибири.
Сии благочестивые казаки прошли вместе со ссыльным протопопом и его многострадальной семьей весь Сибирский путь, от Тобольска до Енисейска, в Братский острог и до самой Даурии. Воеводе Пашкову было дано указание от самого патриарха Никона, мучить и издеваться над Аввакумом и прочими приверженцами Древлего благочестия. Афанасий Пашков, как воевода злосердечный, ревностно исполнил поручение сего виновника Церковного раскола, показав себя жестоким и немилосердным начальником, беспричинно лютовал и всячески издевался над казаками. Протопоп Аввакум в своем «Житие» и письмах Царю приводит многочисленные случаи жестокой расправы воеводы Пашкова над своими подчинёнными.
Как это не покажется недоуменным, но лютый воевода Пашков, несмотря на все суровости, сам был сторонником «Старой Веры». Об этом свидетельствует сам святой протопоп Аввакум, который исповедовал перед его кончиной покаявшегося за жестокости сурового воеводу и благословил Пашкова на иноческий постриг. В челобитной Царю Аввакум пишет: «…но мое он чадо, Афонасей Пашков, и чадо мое и брат мне по благодати: едина купель всех нас породила, едина мати всем нам Церковь, един покров – небо, едино светило – солнце. Аще и досаждают, но любовию их нам приимати». Это объясняет факт, что первую часовню на месте замученных казаков, по преданию, построили родственники воеводы Пашкова. В той часовне, под спудом, были положены телеса умученных казаков: Симеона, Киприана, Иосифа и Василия с дружиной.
Первые Сибирские поселенцы, как воинского, так и крестьянского звания вскоре стали чтить память сих мучеников за Веру. И, как это не покажется странным, почитанию древлеправославных казаков всячески поспособствовали новообрядческие священники и архиереи. Конечно, об их приверженности и мученичестве за «Старую Веру» сии миссионеры не распространялись.
Во второй половине 19 века древнюю часовню над могилой мучеников никониане перестроили в храм с Престолом в честь святых Симеона, Киприана и Иосифа, бывших небесными покровителями умученных казаков. Когда, по неким обстоятельствам, эта церковь сгорела, то после пожара разрыв угли, съехавшиеся люди узрели, что гроб-колода с чтимыми останками воинов, находившимися под полом храма, осталась совершенно не тронутой пламенем. Хотя вокруг гроба и лежала громадная куча горящих углей, но даже бывшая на гробе парчовая пелена осталась целой. Народное предание свидетельствует нам, что сии мученики однажды явились бурятским пастухам, которые пасли скот на месте их погребения, и просили не допускать животных на их могилы. Осквернение и забвение места их упокоения будет сопровождаться угрозой засухи и голода. О святости сиих древлеправославных казаков есть свидетельство и никонианских миссионеров, которые в 1911 году составили Акт осмотра мощей мучеников: «…спустились под пол названной церкви, где в особом гробе, поставленном поверх земли, покоятся останки похороненных, по преданию, здесь замученных воинов … все кости в обоих гробах – в целости и вполне сохранившиеся».
Ныне же вопрос об общецерковном прославлении мучеников Древлеправославия, благоверных воинов - казаков Симеона. Киприана, Иосифа, Василия и дружины их, умученных в Иргенском остроге, и об установлении им дня памяти, выносится на суждение Освященного Собора.
Предлагаемый день памяти – дата 20 июня с.ст. В этот день в 1654 года царским Указом убийца святых мучеников Афанасий Пашкрв был назначен первым воеводой в Нерчинск «на Амур-реку в Китайской и Даурской землях».
Иргенские мученики, за древлее благочестие Симеон, Киприан, Иосиф и Василий с дружиною
3 июля 20243 июл 2024
22
3 мин