2 июля в одном из московских клубов был концерт ведущих «Абзаца» - Михаила Шахназарова, Александра Карлова, Елены Оя и Павла Русского - под названием «Полный абзац».
Возможно, кто-то не в курсе: эти журналисты ведутся одноименную программу на канале «Абзац» (в телевизоре их нет, но они есть на Рутубе, в ВК и ТГ). Ведут они ее в разных составах и исключительно по двое ведущих в эфире. В клубе же, что называется, выступал золотой состав - самые любимые аудиторией ведущие.
Состоявшийся концерт - это жанр стендапа вперемешку с различными формами соответствующего стендапу творчества: низовой поэзии (которая с матом), песен (самых разных), пародий и подобного рода сценок на стыке данных жанров.
Ребята с «Абзаца» в свободной форме обсуждали текущую новостную и культурную повестку; обыгрывали различные ситуации из окружающей действительности. Пародировали экстремистов, иноагентов и прочих бежавших робких оппозиционеров.
Безусловно, не каждый любит подобный жанр. Но дело не в этом. Дело в том, что форма - стендап - никуда после начала СВО не делась. Парадокс, да? Многие из стендапЁров недавнего прошлого всем своим видом (а более всего - поступками) показывали, что, мол, на патриотической повестке такую форму не выстроишь. Мол, будет и не смешно, и кондово. А оказалось, что можно и смешно, и не кондово.
Если бы, скажем, условный Ваня Ургант посмотрел концерт «Полного абзаца» и включил критическое мышление, то он понял бы, что эксплуатировавшийся им жанр держался в России не на нем. На Ване, положим, держались исключительно его, Ванино, финансовое благополучие и Ванина же карьера. Ну, собственно говоря, поэтому Ваня сейчас в основном и делает то, что рассказывает про себя. В стиле «Я и Вселенная».
А пока Ваня это делает, ребята из «Абзаца» прекрасно занимают отечественную стендаповскую нишу. И у них это получается.
Сужу я даже не столько по себе, сколько по реакции публики - кстати, по большей части куда более платежеспособной, чем я. Это к вопросу о том, кто может быть (и должен быть) патриотом своей страны и поддержкой своей воюющей армии. Успешные, состоявшиеся люди и должны таковыми быть.
Что важно, на мой взгляд: ребята практически ничего не говорили про врага. Это правильно. Пока нет Победы, врага не надо недооценивать. А еще не надо разводить разговоры о ненависти. Не надо погружаться в то людоедство, в которое погружен сейчас наш враг. В этом нет творчества. В этом нет будущего. В этом нет самой жизни. И в этом мы, по эту сторону ленточки, отличаемся от нашего заблудшего брата. И это никакой не комплимент нам - это просто факт. Мне от этого очень и очень отрадно.
В конце мероприятия ребята объявили, что все собранные средства они направят на помощь бойцам на СВО. Я, впрочем, и так знала об этом. Знала еще тогда, когда покупала билет. Может, поэтому и покупала его как никогда спокойно.
Павел Русский в финале спел песню про наших. Наших. В которой (песне) были слова про счастье. Про то, что оно обязательно будет: что наши - наши - обязательно вернутся домой.
Мне, ждущей своего воюющего гвардии рядового с фронта, было очень приятно слышать такие строки. Я, конечно, понимала, что большинство из тех, кто пришел на концерт, до конца не понимают весь глубинный смысл этих строк. Что это значит - ждать любимого человека с войны. Ждать и верить, что дождешься, вопреки всему. Но мне действительно было приятно, что на каком-то образном, подсознательном уровне аудитория понимает, о ком и о чем идет речь. Что эта тема является частью их жизни. Более того: что она является частью их досуга. Что вот прямо сейчас, свое свободное время, они сидят и слушают песню про наших Воинов. И что - пускай и таким вот замысловатым образом, при помощи покупки билета на концерт, - эти люди помогают ребятам на фронте. Осознанно или неосознанно? Ну вот после объявления ведущих о средствах будет осознанно. А на коптерах и РЭБах на передовой этого не написано…
Так что культура - она может и должна быть вспомогательной составляющей сплоченности общества. При этом культура обязана иметь самые различные проявления. От оперы и балета до - да, стендапа и низовой поэзии. Главное - чтобы в основном, в базовом понимании расхождений не было. А остальное - исключительно дело вкуса и остроты жизненного восприятия.