Найти тему

А. Луначарский о достижениях советского искусства

Оглавление
А. Луначарский, 1925 год. фото из ria.ru
А. Луначарский, 1925 год. фото из ria.ru

Культура и искусство всегда отражают тенденции развития общества и государства. Достижения первых лет существования советского искусства были оглашены Народным комиссаром просвещения Советского Союза А. Луначарским на пятом Всесоюзном съезде работников искусства двадцать восьмого мая 1925 года.

Искусство в СССР

Народный комиссар просвещения А. Луначарский в своем выступлении отметил что искусство имеет огромное значение для Советского Союза, поскольку с момента своего существования в сфере культуры он был отсталым государством. Но постепенно стал наблюдаться несомненно повышенный интерес к искусству со стороны прессы, общества, партийных кругов и особенно со стороны широких пролетарских масс. Такой интерес объяснялся стабильностью политической атмосферы и ростом советского хозяйства.

Театр

Советское государство не хотело иметь какой-нибудь "средний театр", советский театр должен был обладать легко узнаваемым "оригинальным лицом". Определенным препятствием в культурном продвижении советского академического театра являлось содержание русской драматургии. В отношении формы академические и "революционные" театры уже сделали значительное развитие, и Камерный театр уже ставит своей задачей постановку народных драм и трагедий, а Мейерхольд вступил на путь синтетических образов и фигур. Театры идут друг другу навстречу. Театры, ранее выступавшие противниками реализма, переходят на реалистическое содержание. И наоборот, театры ранее придерживающиеся реализма, идут к усвоению достижений «революционного театра».

Живопись

Здесь в центре внимания была Aссоциация художников революции, к которой вначале сам Народный комиссар просвещения А. Луначарский относился с недоверием из-за простоты подхода к "революционному настроению", взятого со стороны сюжетного содержания. Но последняя выставка Aссоциации художников революции смогла привлечь внимание большого количества людей, что не получалось у "революционного искусства". И в этой связи Совет Народных Комиссаров Советского Союза выделил крупную сумму денег на поддержание Aссоциации художников революции, что являлось доказательством того, что руководство Советского Союза признает реальный успех Aссоциации, и чей "художественный реализм" теперь являлся доминирующим в советском искусстве.

М. Горький и И. Сталин, вторая половина 1920-х годов. фото из rg.ru
М. Горький и И. Сталин, вторая половина 1920-х годов. фото из rg.ru

Литература

По словам Луначарского, советское искусство уже находилось в шаге от партийного регламента по вопросам литературы, который будет очень важным для всей художественной политики. Этот литературный регламент проработан компетентной партийной комиссии и будет предостерегать от крайностей «общечеловеческого» искусства и с другой стороны от установления цензуры в области художественной литературы.

В литературе Советский Союз имел самые большие творческие достижения. Так, Леонид Леонов в своем романе «Барсуки» создал грандиозный эпос о столкновении и о недопонимании между пролетариатом и крестьянством. Когда Максим Горький прочел это произведение, он немедленно поздравил советскую власть с появлением такого талантливого человека.

Закончил своё выступление Народный комиссар просвещения А. Луначарский словами о том что за достижениями Советского Союза следят не только друзья, но и враги. И эти достижения имели огромный успех на международных выставках в Венеции и Берлине. Характерным являлось обращение иностранных художников к советскому представителю Когану на Парижской выставке, с просьбой о примирении с советской властью и организации выставки их произведении.

Самое трудное у Советского Союза было уже позади, а впереди- полное значительности художественное творчество и большая возможность при наличии сил и новых идей внести в мировую культуру очень серьезные и большие культурные достижения.