195,4K подписчиков

Как выкрутить "обломыш" болта или шпильки, не испортив резьбу в детали. Лучший способ - без высверливания и сварки

3,6K прочитали

Приветствую всех автолюбителей. Мне очень часто приходится иметь дело с "трудными" соединениями, и даже несмотря на то, что я по большей части разбираю свежие автомобили, иногда случаются проблемы и какой-нибудь болт или шпилька на выхлопной системе, обламывается, а потом от неё необходимо избавляться. И чаще всего ломаются они не потому, что очень сильно затянуты такие соединения, а из-за банальной усталости металла и потери его первоначальных свойств и прочности. Бывает, что только начинаешь крутить какую-нибудь гайку на выпускном коллекторе, как она сразу же "щёлкает" и отлетает вместе со шпилькой.

Разумеется, что такие соединения, которые подвержены высоким температурам, можно обработать заранее специальными смазками (медной или алюминиевой), и в дальнейшем при демонтаже уже не возникнет проблемы с "обломами" в 95 % случаев. Но согласитесь, что выполнять такую профилактическую работу мало кто будет, особенно если покупает новый автомобиль, а потом только лет через 10-12 начинает первый раз что-то там откручивать.

Представьте такую ситуацию, что обломанный болт или шпильку, а точнее - их остаток необходимо как можно быстрее выкрутить из основания детали.

Приветствую всех автолюбителей.

Что чаще всего предлагают в таких случаях опытные мастера? Способов есть немало, но начинают обычно с оценки масштаба трагедии. Если шпилька сломана не под основание, то есть верхушка её слегка возвышается над деталью, то можно попробовать прихватить болт меньшего диаметра сваркой, а потом попробовать аккуратно открутить.

Плюс сварки ещё и в том, что шпилька хорошо нагреется и скорее всего сорвётся потом гораздо быстрее и проще. Также, кто-то пытается делать насечку зубилом:

Приветствую всех автолюбителей.-2

А потом пытаются открутить остаток при помощи ударной отвертки. Зачастую, сделать это описанным способом не получается, если остаток болта или шпильки из старого ржавого металла. Но со свежими может сработать. Но чаще всего проблема скрывается глубже в прямом смысле этого слова, так как шпилька или болт нередко ломаются немного ниже основания детали, так сказать - в теле резьбы.

Тогда многие предлагают просто на просто высверлить этот обломок. Но тут есть одна проблема. В таких случая сверлят обычно сверлом, которое по диаметру будет немного меньше чем "обломыш".

Приветствую всех автолюбителей.-3

И получается, что сделать такую операцию и не повредить саму резьбу в детали практически невозможно. А значит, после проделывания такого "трюка" потом придётся поправлять резьбу при помощи метчика в лучшем случае или нарезать её по новой в худшем:

Приветствую всех автолюбителей.-4

Способ, возможно, рабочий и вполне жизнеспособный, но если вы хотите 100 % сохранить резьбу, он вам не подойдёт. Есть другой, который проверен уже временем и работает в большинстве случаев, не считая соединений реально "мёртвых", которые без полного высверливания не поддадутся. Но чаще всего не всё так плохо, как кажется на первый взгляд. Что нужно сделать, чтобы выкрутить "обломыш", не испортив резьбу в теле детали?

Для таких сложных задач есть простой инструмент, который называется экстрактор, и визуально он даже похож на метчик, но вот принцип действия и его назначение совсем иные:

Приветствую всех автолюбителей.-5

Для того, чтобы справиться с надоедливым и неподдающимся обломком, необходимо для начла подготовить его поверхность. Это, пожалуй, одно из самых важных действий в данном методе. Первым делом хорошенько и ровно по центру "обломыша" нужно накернить деталь.

Приветствую всех автолюбителей.-6

После чего при помощи сверла подходящего диаметра (на несколько мм меньше, чем диаметр шпильки) сверлим отверстие, сделав его достаточно глубоким.

Приветствую всех автолюбителей.-7

Нужно это для того, чтобы как можно глубже потом вошёл экстрактор внутрь "обломыша". А теперь остаётся дело за малым, вкручиваем экстрактор против часовой стрелки.

Приветствую всех автолюбителей.-8

Делается это до тех пор, пока он не будет "мертво" сидеть внутри, а затем с усилием при помощи дополнительного инструмента выкручиваем его вместе с остатком болта или шпильки.

Приветствую всех автолюбителей.-9

Обычно такие инструменты продаются комплектом под разные размеры "обломышей", поэтому справиться можно абсолютно с любым остатком - большим по диаметру или маленьким.

Если кто-то уже давно практикует подобный способ и имеет в своём гараже такие полезные штуковины, обязательно поставьте лайк в поддержку канала. Ну а те, кто ещё не пробовал подобный метод - рекомендую к использованию. На мой взгляд, он является лучшим среди прочих, перечисленных выше в статье. Спасибо за внимание, подпишитесь, если еще этого не сделали, а также нажмите на колокольчик, чтобы всегда получать уведомления о выходе новых материалов. До скорого.