5 ноября 1957 года в болгарском городе Пловдив был торжественно открыт памятник советским воинам-освободителям под названием Алёша. Прошло уже 65 лет с того дня, и этот монумент стал неотъемлемой частью городской истории.
Белым полем ли пороша вьется,
Пороша, пороша,
Или ливень с небес польется,
Сильный, как грома раскат,
Над горою стоит Алеша,
Алеша, Алеша,
Там, в Болгарии, наш Алеша –
Русский солдат, братский брат.
Эти строки из песни, написанной Константином Ваншенкиным и композитором Эдуардом Колмановским в 1966 году, долгие годы служили официальным гимном Пловдива. Монумент представляет собой восемнадцатиметровую фигуру советского солдата, высеченную из гранита, стоящую на шестиметровом постаменте. Его можно увидеть из любой точки города, и он олицетворяет память о неизвестном солдате. В народе его стали называть Алёша.
Памятник имеет реальный прототип — это Алексей Иванович Скурлатов, солдат 3-го Украинского фронта. В 1944 году он восстановил телефонную линию Пловдив-София и подружился с болгарским партизаном Методи Витановым, который передал его фотографию скульптору Василу Родославову. На основе этого снимка был создан памятник.
После распада СССР и расторжения Варшавского договора в 1996 году некоторые болгарские политики пытались снести монумент. Но жители Пловдива встали на защиту Алёши, организовав круглосуточное дежурство. Решение о сносе было отменено окружным судом, а окончательную точку поставил Верховный суд Болгарии, постановив, что монумент является памятником Второй мировой войны и не подлежит сносу.
Построение каторжников. Около 1910 г. Амурская железная дорога.
Эта фотография была сделана ещё до создания СССР, но она напоминает о том, что строительство железных дорог в России, как и во многих других странах, часто выполнялось заключёнными. Многие путают эти снимки с советскими временами, но строительство силами заключённых — это практика, существовавшая во многих странах.
Семинский перевал на Чуйском тракте. 1973. Россия, Алтай, Онгудайский район.
Современные фотографии этого места показывают, что деревья вокруг стелы были спилены, что изменило ландшафт.
Апгрейд ГАЗ-М-21. «Волга» от Ghia.
В конце пятидесятых годов бельгийская фирма Scaldia-Volga S.A. заказала итальянскому ателье Ghia рестайлинг автомобиля ГАЗ-М-21. Итальянские дизайнеры снабдили машину широкой решёткой радиатора, однако дизайн в остальном остался практически неизменным. Было изготовлено всего несколько прототипов, но проект не был реализован в производстве.
Июльский дождь. 1950-е годы. Фото Б. Косарева.
Эта фотография прекрасно передает дух той эпохи, запечатлевая моменты жизни советских людей.
Фото 1967 г. из архива А. Кондрашова. Внушающая тень.
Этот снимок высотки в Москве вызывает множество комментариев. Это или гостиница "Украина", или здание на Котельнической набережной — точно определить сложно, но снимок вызывает ностальгию у москвичей.
Алонка (на заднем плане) 1987, Россия, Хабаровский край, Верхнебуреинский район.
На фото виден поселок "МолдавстройБАМ" за мостом.
Дом в Ивделе, 1959, Россия, Свердловская область.
Этот дом, который был не жилым и, возможно, снесен в 2011 году, запомнился тем, что возле него весной 1959 года фотографировались те, кто искал группу Дятлова.
На огороде.
Вологодская область, Сямженский район. Шахов Алексей, Сняткова Анна, Снятков Алексей. Автор: Шахов Анатолий. Семейное фото 1960-х годов, где сын и зять помогают матери в огороде.
Поход. 1970-е годы.
В детстве многие обожали ходить в походы. Один из таких походов оставил воспоминания о том, как на третий день закончилась еда, и местные жители принесли продукты, спасая ребят от голода.
У памятника, 1983, Россия, Хабаровский край, Хабаровск. Автор: Александр Сысоев.
Фотография одного из старейших памятников города — "Памятника морякам и рабочим Амурской флотилии, погибшим в годы Гражданской войны".
Посол доброй воли Саманта Смит у театра кукол, 1983 год, Москва.
Американская школьница Саманта Смит, написавшая письмо Юрию Андропову, осталась в памяти многих, как символ надежды на мир между народами. Её визит в СССР стал важным событием тех лет.
«В полёте». Кропоткинская набережная, Москва, 1987 год.
Испытания новой модели самолета на подводных крыльях — экраноплана. Первый спуск на воду стал символом стремления к техническому прогрессу.
Молодежь СССР: Рабочий День или Пляжная Вечеринка?
На фотографии запечатлен момент из жизни в деревне в СССР в 1980-е годы. Группа молодых людей, вероятно школьников или студентов, работают в поле. Это типичная сцена для тех времен, когда учащиеся часто отправлялись на сельскохозяйственные работы, помогая местным колхозам и совхозам.
На переднем плане мы видим несколько девушек и парней, некоторые из них держат в руках большие тыквы. Одежда у них легкая и удобная для работы: футболки, шорты, купальники. Девушки с платками на головах, что также было распространенной практикой, чтобы защитить волосы от солнца и пыли.
На заднем плане стоит трактор, за рулем которого находится человек. Рядом с ним, на грузовике, еще несколько молодых людей загружают арбузы или тыквы. Они одеты в рубашки, футболки и брюки, некоторые ребята без футболок, что подчеркивает жару и физический труд.
Все вместе создают атмосферу дружбы и совместной работы. Эти моменты, когда все собираются вместе для выполнения важной задачи, были неотъемлемой частью жизни в СССР и способствовали укреплению коллективного духа.
Советский Пляж: Кому Время для Отдыха, а Кому для Размышлений
На этой фотографии запечатлен момент отпуска в Сочи в 1988 году. Это типичная сцена для советского курорта, когда люди приезжали на Черное море, чтобы отдохнуть и насладиться солнцем и морем.
На переднем плане видны две женщины, лежащие на деревянных скамейках. Одна из них в купальнике и полотенцем на голове, закрывающей лицо от солнца, вторая также в купальнике и солнцезащитных очках, смотрит прямо в камеру. Рядом с ними большая плетеная корзина, вероятно, с пляжными принадлежностями.
На заднем плане можно увидеть пляж с множеством отдыхающих. Люди гуляют, сидят на лавочках, загорают на лежаках у моря. Видны женщины в купальниках, мужчины в плавках, дети играют. Место окружено старинными постройками, что придает особую атмосферу этому уголку курорта.
Особенно привлекает внимание скульптура, на которой сидит девочка с книгой. Это добавляет элемент легкости и беззаботности в картину отдыхающих.
Фотография передает атмосферу летнего отпуска в Сочи, когда люди приезжали насладиться морем, солнцем и общением в кругу близких и друзей.