Найти тему
Пераново перо

Бунтарь - Алексей Серебряков!

3 июля исполняется 60 лет народному артисту России Алексею Серебрякову. Своими впечатлениями об актере поделились его коллеги.

Кадр из фильма "Белый список"
Кадр из фильма "Белый список"

- Леша в институте уже был бунтарем. Он всегда смело высказывал свое мнение и нашему руководителю курса Олегу Табакову и другим педагогам, - делится с нами однокурсница Серебрякова по ГИТИСу Ольга Спиркина. - Вспоминаю, как мы в «Табакерке»  играли с ним спектакль «Прищучил». Леша играл ученика американского колледжа, который «воевал» с педагогами, называл их террористами, угрожал сжечь учебное заведение.  Только моя героиня - одна из учительниц, - нашла к нему подход и подружилась с парнем. В конце спектакля мы вместе плакали. Эта роль показала, что артист Серебряков силен в острых, темпераментных ролях, этакий холерик. А еще могу сказать, что Леша всегда был человеком поступка, не боялся делать то, что считает нужным, не в угоду кому-нибудь. И это качество у него остается до сих пор.

Экзамен по гриму в ГИТИСе. Галина Чурилова, Сергей Беляев, Ольга Спиркина, Михаил Яковлев, Алексей Серебряков и Сергей Шкаликов.
Экзамен по гриму в ГИТИСе. Галина Чурилова, Сергей Беляев, Ольга Спиркина, Михаил Яковлев, Алексей Серебряков и Сергей Шкаликов.

До поступления в ГИТИС у Алексея уже сложилась творческая биография. В 12 лет начал сниматься в кино, на момент окончания школы за его плечами было уже шесть больших ролей в фильмах («Вечный зов», «Отец и сын», «Последний побег» и другие). И хотя он уже поступил в

МЭИ, все-таки учиться там не стал, а принял предложение работать в драматическом театре Сызрани. Отработав там один сезон, он поступил в театральное училище имени Щепкина на курс к легендарному Михаилу Цареву. Там он проучился два года.

Курс ГИТИСа. Выпуск 1986 года. Серебряков в первом ряду второй слева.
Курс ГИТИСа. Выпуск 1986 года. Серебряков в первом ряду второй слева.

- На тот момент Олег Павлович многих отчислил с нашего курса, и нам нужны были парни, - вспоминает в разговоре с нами другая однокурсница Серебрякова Галина Чурилова. - Андрей Смоляков сказал мне, что в «Щепке» есть талантливый, интересный парень, надо его позвать. Сам Андрей не смог, куда-то уезжал, и я пошла в училище, позвала Лешу попробоваться у нас. Так он попал к нам на курс... Веселое было время! Мы иногородние жили в общежитии, которое Табаков организовал в двухэтажном доме рядом с «Табакеркой», по ночам собирались, читали стихи, пели песни. Леша, конечно, часто заходил. Особенно его полюбил наш пес - такса, который, как только видел Серебрякова, так млел, что мочился от радости.

Курс ГИТИСа. Выпуск 1986 года.
Курс ГИТИСа. Выпуск 1986 года.

- У нас на первом этаже здания общаги был магазинчик и вот, если отмечали какое-то торжество, нам оттуда по блату (все-таки сухой закон в стране действовал) на веревочке отпускали вино, - продолжает Галина Чурилова. - Конечно, было много смешного. Как-то Леша играл в спектакле «Жаворонок» и у него вылетел протезированный зуб. И Серебряков стал на сцене во время действа его искать. Конечно, смеялись все. Был случай, когда мы учились, и еще жили в общежитии на Трифоновской. Там было строго: на ночь оставаться тем, кто в общаге не жил, нельзя. Комендант устраивал обход каждый вечер. И вот однажды Лешке пришлось прыгать в окно со второго этажа, в результате, сломал ногу. Он всегда работал над собой, был в прекрасной физической форме, а еще, помню, у него была тетрадь, где он полностью расписывал свою роль.

Кадр из фильма "Ван Гоги"
Кадр из фильма "Ван Гоги"

- С Алексеем я снималась в фильме «Ван Гоги» режиссера Сергея Ливнева, - рассказывает актриса Елена Коренева. - Он очень  хороший человек - это видно и по его актёрским работам и при личном общении. Смелый, волевой и неравнодушный. Не только в отношении людей неравнодушный, но и ко всем живым существам. Достаточно знать, что они с женой Машей подбирают бродячих собак, оставляют их себе или пристраивают в хорошие руки. По-моему, у них живет уже целая стая. В Алексее нет пафоса, он скромный человек, при том, что уже много лет один из самых востребованных актёров. Он столько времени провел на съёмочных площадках, что, порой, уже сам подсказывает операторам, осветителям и режиссёрам, как лучше поставить аппаратуру, как развести сцену. Об этом он сам мне рассказывал с долей иронии, то ли в отношении киношников, то ли самого себя. А ещё он красавец мужчина. И при всём своём нежном облике блондина со светлыми глазами, я особенно ценю в последних киноработах, его тяжёлый, прямой взгляд прямо на зрителя, как и испещренное морщинами лицо, которое он не прячет за гримом. Очень выразительны эти его молчаливые крупные планы, которые стоят многих слов.

Олег Перанов

-6