86,3K подписчиков

Как Лжедмитрий Второй вдруг стал единственным защитником Руси от поляков

591 прочитал

Судьба второго самозванца, куролесившего в Смуту, в учебниках обычно излагается довольно скомкано. Вот он стоял-стоял лагерем в Тушине под Москвой, за что звался тушинским вором. А потом как-то все внимание переключается на польских интервентов, свержение Шуйского, Семибоярщину, поляков в Кремле и поход народного ополчения Минина и Пожарского.

Но что все это время делал Лжедмитрий Второй?

Судьба второго самозванца, куролесившего в Смуту, в учебниках обычно излагается довольно скомкано. Вот он стоял-стоял лагерем в Тушине под Москвой, за что звался тушинским вором.

И вот тут, если повнимательнее взглянуть на ситуацию, выяснится удивительная вещь. Наш тушинский вор, который дошел до предместий Москвы и взял под контроль немалую часть страны именно при масштабной поддержке поляков, превратился в их лютого врага.

Но не по своей воле, надо признать. К такой метаморфозе его активно подталкивали сами поляки.

Дело в том, что с лета 1609 года Польша приняла решение действовать против России открыто и полномасштабно. То есть не руками разных самозванцев и приданных им в помощь отрядов, а на государственном уровне. России была объявлена война, а король Сигизмунд III лично возглавил войско, которое двинулось под Смоленск.

В таких условиях Лжедмитрий Второй как формально самостоятельная единица полякам был уже не нужен. Тушинцам велели явиться под Смоленск на службу королю. Польский гетман Роман Рожинский, чьи войска были главной силой в тушинском лагере, с удовольствием объявил, что выполнит этот приказ. Причем еще и самому Лжедмитрию Второму велел быстро взять под козырек, угрожая при сопротивлении расправой.

"Царь" покивал, но тут же тайком сбежал из лагеря (спрятался в телеге с дранкой!) и прибыл в Калуге. Там, в Калуге, он объявил полякам войну не на жизнь, а на смерть и призвал всю Русь помочь ему в этом. Правда, своим главным соперником он все равно видел Шуйского. Логика была такая - давайте, мол, отвоюем столицу, а потом я с поляками разберусь.

Судьба второго самозванца, куролесившего в Смуту, в учебниках обычно излагается довольно скомкано. Вот он стоял-стоял лагерем в Тушине под Москвой, за что звался тушинским вором.-2

В итоге поляки шли на Москву с одной стороны, самозванец - с другой. Подошли практически одновременно. И штурмовать город стали одновременно. Семибоярщина, которая к тому времени уже свергла Шуйского, предпочла сдаться полякам и признать царем польского королевича Владислава, сына Сигизмунда III.

После этого Лжедмитрий Второй как ни парадоксально остался представителем единственного патриотического лагеря в России. Только у него в программе значилось полное изгнание поляков. Ну а поскольку сам он выдавал себя за природного Рюриковича, то альтернативы были такие - либо кланяйтесь полякам, либо идите со мной, русским царем, против них.

И это были не просто слова. Отряды Лжедмитрия Второго активно действовали против польских гарнизонов, сумели выбить их из Козельска, Почепа и даже Стародуба. А в декабре 1610 года служивший ему атаман Заруцкий разгромил польского гетмана Яна Сапегу.

Но тут все рухнуло. Самозванца убили.

Первую попытку предпринял касимовский хан Ураз-Мухаммед, который еще полгода назад примкнул к нему с крупным татарским отрядом. Немецкий наемник Конрад Буссов, служивший тушинскому вору, рассказывает в своих записках следующее:

"Сын Ураз-Мухаммеда донес Лжедмитрию, что отец собирается прикончить самозванца. И Лжедмитрий решил опередить касимовского царя. Во время охоты за Окой он напал на ничего не подозревавшего Ураз-Мухаммеда и убил его. Тело бросил в воду. Чтобы скрыть убийство, Лжедмитрий поскакал к своей свите, крича, что хан намеревался убить его, но он - Лжедмитрий — чудом спасся".

Начальником стражи самозванца был крещеный татарин Петр Урусов, который возмутился произошедшим. Он прямо заявил Лжедмитрию, что Ураз-Мухаммед ни в чем не виноват. За это Урусова на шесть недель отправили в заключение. Походатайствовала за него Марина Мнишек. Но как выяснилось, себе и своему псевдомужу на горе.

Судьба второго самозванца, куролесившего в Смуту, в учебниках обычно излагается довольно скомкано. Вот он стоял-стоял лагерем в Тушине под Москвой, за что звался тушинским вором.-3

Когда Урусова освободили, он подстерег момент и зарубил Лжедмитрия Второго саблей. На этом история с самозванцем, оказавшимся единственным защитником Руси от поляков, закончилась.

В общем, у народных ополчений 1611 года (первого, провалившегося, и второго, победоносного), как ни странно, предшественником был именно тушинский вор. Такой вот выверт истории.

__________________________

Ваши лайки и подписка помогут развитию канала! А еще приглашаем в нашу группу ВК "Русичи" и ждем вас в Телеграме. Наше видео смотрите на Rutube (с озвучкой!)