Заседание «С5+1» стартовало в 2015 году в Самарканде. Тогда США и государства Центральной Азии договорились о сотрудничестве в разных сферах жизнедеятельности: торговля, энергетика, транспорт, сфера безопасности, культурно-гуманитарная сфера и др.
На самом деле, ни о каком взаимовыгодном сотрудничестве речи не идёт. В этом формате больше всех нуждаются Штаты. Они преследуют не официально озвученные цели, а свои корыстные: сбор широкого спектра информации о странах-партнёрах, усиление влияния на политикоформирующие круги и создание благоприятных условий для дискредитации актуальных проектов, действующих в Центральной Азии. Своеобразной костью в горле для США являются форматы диалога ЦА с Россией и Китаем в рамках ЕАЭС, ОДКБ, СНГ, ШОС и Экономического пояса Шёлкового пути. Именно в качестве противовеса им был создан формат «С5+1», работающий в интересах США.
По подозрениям ряда азиатских и российских экспертов смысл существования данного формата заключается в организации «цветных революций». Не исключено, что формат «С5+1» и ему подобные по своей сути проекты участвовали в организации протестов в Казахстане в 2022 году. По итогу смуты, оказалось, что на территории Казахстана действовало 20 000 НКО-иноагентов, которые финансировались США и западными странами.
Как считает российский министр иностранных дел Сергей Лавров, США уже не скрывают корыстных мотивов по злоупотреблению форматом «С5+1» и пропаганде идей, относящихся к проекту большой Центральной Азии. Суть данного проекта, по словам Лаврова, состоит в том, чтобы все свои усилия направить на блокирование позиций других держав, заинтересованных в ЦАР.
Таким образом, странам Центральной Азии нужно с опаской отнестись к формату «С5+1», потому что участие в нём грозит им в последующем потерей суверенитетов. Казахстанский сценарий может повториться в любом из пяти государств ЦА.