65 лет «Take Five». История хита в ритме пять четвертей

332 прочитали

В 1961 году пианист Дэйв Брубек сказал в интервью, что в джазе пропал дух авантюризма и что музыка больше не бросает публике вызов, как это было в ранние годы: «Пришло время джазовым музыкантам взять на себя свою первоначальную роль — привести публику к более смелому ритму».

И не только сказал, но и сделал. Именно его ансамбль привнёс новый ритм в джазовый арсенал. В этом ему помогла легендарная «Take Five».

В 1961 году пианист Дэйв Брубек сказал в интервью, что в джазе пропал дух авантюризма и что музыка больше не бросает публике вызов, как это было в ранние годы: «Пришло время джазовым музыкантам взять
  • Доступна премиум-подписка! За символическую плату 199 рублей вы можете поддержать канал и получить доступ к эксклюзивному контенту.

Третий трек альбома «Time Out» был записан 1 июля 1959 года. В этом году трубач Майлз Дэвис познакомили публику с модальным джазом посредством легендарного альбома «Kind of Blue», а саксофонист Джон Колтрейн выпустил «Giant Steps».

В джазе происходило много нового, но Брубека интересовали полиритмия и политональность.

Брубек играл в нестандартных размерах ещё в конце 1940-х. Но только когда он вернулся из поездки в Турцию в 1958 году, он задумался о создании целого альбома в экзотических ритмических размерах: шесть четвертей, три четверти и пять четвертей, как в «Take Five».

Дейв Брубек
Дейв Брубек

Лейбл Columbia в то время не знал о его планах. Когда же пианист рассказал им о том, что планирует сделать, отдел маркетинга занервничал. Кроме того, все номера на пластинке были авторскими, что в те времена не особенно приветствовалось руководством. Никаких стандартов из мюзиклов и баллад о любви...

Выпуска альбома «Time Out» в 1960 году стал возможен благодаря вмешательству тогдашнего президента лейбла Годдарда Либерсона, которому нравилось то, что делал Брубек.

Дополнение в последнюю минуту

Запись альбома была близка к завершению, когда Дейв Брубек решил добавить мелодию в размере пять четвертей. Она началась с соло, которое исполнял на концертах барабанщик Джо Морелло. Публику оно приводило в восторг.

В какой-то момент альт-саксофонист ансамбля Пол Десмонд, слушая этот ритм, сказал: «Я что-нибудь напишу». Этот музыкант играл с Дейвом Брубеком с конца 1940-х годов. Именно ему приписывают сочинение «Take Five».

Пол Десмонд
Пол Десмонд

Между тем, сам Брубек признавал, что мелодия родилась в результате совместного взаимодействия, в котором Десмонд предложил основные идеи: «Он пришёл с двумя несвязанными между собой темами. Он не знал, какая из них первая, а какая вторая, подойдут ли они друг другу. Я соединил их в мелодию и придал ей форму».

Внезапный хит

Квартет записал мелодию за два дубля. Название «Take Five» было идеей Брубека. Десмонд был от него не в восторге, считая слишком туманным. На русский его обычно переводят как «Возьми пятиминутку» и «Держи пять». На самом деле в нём явно заключена игра с ритмическим размером, так что я бы предложил вариант перевода «Попробуй пять четвертей».

Когда композиция была готова, Пол Десмонд счёл её бросовой и пошутил, что потратит всю свою долю гонорара за неё на покупку новой электробритвы.

Но произошло неожиданное. «Take Five» дошла до 1-го места в Британии и 25-го в США. К 1967 году она разошлась тиражом в два миллиона экземпляров. Ни один джазовый сингл не достигал такого результата.

При этом на сорокапятку она попала случайно. Лишь по той причине, что у другой композиции «Blue Rondo a la Turk» было слишком длинное и сложное название, чтобы диск-жокеи могли произнести его в эфире.

Дейв Брубек и сам не знает, как так получилось: «Это просто сработало. Если бы я мог предсказать, что станет бестселлером, то разъезжал бы на роллс-ройсах и жил в замке!»

Богатства на своём хите музыканты так и не сколотили. Согласно посмертному завещанию Пола Десмонда, авторские права на «Take Five» и другие его пьесы переданы Красному Кресту.

О других джазовых хитах читайте здесь:

Спасибо за внимание! Буду благодарен за лайк и комментарий, заглядывайте на огонёк!