Джаганнатха — имя бога Кришны , которое буквально означает Господь или Хозяин вселенной. Хотя многим божествам Джаганнатхи поклоняются по всему миру, самое известное находится в Одише в храме Джаганнатхи в Пури. Каждый год миллионы паломников посещают этот храм со всего мира, чтобы увидеть Джаганнатху и принять участие в грандиозном ежегодном фестивале Ратха-ятры - шествии огромных колесниц с мурти богов.
Но кто такой Джаганнатха и откуда взялась эта уникальная форма Кришны? Сканда-пурана повествует о том, как Господь Джаганнатха проявился в храме в Пури во время правления царя Индрадьюмны много тысяч лет назад.
Поиски начинаются
Однажды дворец Индрадьюмны посетил святой аскет и сообщил ему о прекрасном, сине-черном божестве Кришны, которому поклоняются на близлежащей горе Нилачала. Имя божества было Нила Мадхава.
Когда царь Индрадьюмна услышал об этом божестве, он почувствовал, как все его тело растаяло. Он был переполнен духовным влечением. Царь немедленно послал своих посланников найти божество, чтобы он мог лично увидеть красоту Нилы Мадхавы.
Через некоторое время один за другим посланники вернулись. По их сгорбленной походке и опущенным взглядам Индрадьюмна понял, что они потерпели неудачу. В конце концов, все, кроме одного из его доверенных советников, вернулись без каких-либо зацепок о местонахождении Нилы Мадхавы. Индрадьюмна молился, чтобы каким-то образом, по милости Господа, его последний оставшийся посланник, Видьяпати, добился успеха.
Видьяпати искал повсюду, спрашивая у каждого, кого встречал, намек на местонахождение божества. Никто из тех, с кем он говорил, ничего не знал. Наконец он оказался на окраине простой горной деревни.
«Конечно, Нилы Мадхавы здесь не будет», — подумал он. «Это шабары, простодушные аборигены. Зачем Господу обитать в этом месте?» Тем не менее, он решил пойти в деревню, так как в его сердце было слабое предчувствие, что, возможно, Нилу Мадхаву можно будет найти именно там.
Когда Видьяпати бродил по деревне, его внимание привлекла красивая молодая женщина. Она стояла возле небольшой хижины и готовила обед на кирпичном очаге.
«Приветствую тебя, юная Деви», — сказал Видьяпати. «Я ищу божество, известное как Нила Мадхава. Ему поклоняются в этой деревне?»
Молодая женщина вздрогнула и чуть не выронила половник на землю.
«О, юноша», — ответила она, — «я — боюсь, я не смогу вам помочь». Она помолчала. «Но если вы останетесь до полудня, вы можете спросить моего отца. Он может знать что-то об этом божестве».
Видьяпати был изнурен неделями путешествия. Он с радостью принял предложение дамы немного отдохнуть. Девушка предложила ему место для отдыха в своем доме и горячую еду.
«Благодарю тебя», — сказал он ей. «Меня зовут Видьяпати. Я из царства Одиша. Я брамин во дворце царя Индрадьюмны».
«Пожалуйста», — ответила женщина. «Я Лалита. Для нас большая честь видеть вас в гостях у нас дома».
Когда отец Лалиты вернулся домой, Видьяпати спал. Лалита сообщила отцу о госте.
«Отец», — сказала она, — «он священник во дворце царя Индрадьюмны. Он пришел искать Нилу Мадхаву».
Отец Лалиты замер. «Что?» — спросил он. «Как царь мог знать о Ниле Мадхаве? Что ты ему сказала?»
«Я ничего ему не говорила отец. Я просто предложил ему подождать, пока ты не вернешься домой. Я не знала, что сказать. Он кажется очень милым человеком».
«О?» Отец Лалиты увидел, как его дочь покраснела, когда она заговорила о Видьяпати. Годами он пытался найти подходящего мужа для своей единственной дочери. Возможно, этот человек был послан Господом, подумал он.
«Хорошо, давай встретимся с этим Видьяпати».
На следующий день отец Лалиты поговорил с Видьяпати и пригласил его остаться в качестве гостя в их доме столько, сколько он пожелает.
Шли недели, и Видьяпати обосновался в маленькой деревенской хижине. Он чувствовал, что Лалита и ее отец, Вишвавасу, что-то знали о Ниле Мадхаве, но они ничего ему не говорили. Он решил, что лучше всего подождать и посмотреть, проговорятся ли они о чем-то тайном.
Тем временем Лалита все больше привязывалась к Видьяпати. Ей нравилось готовить и подавать ему еду, и она часто расспрашивала его о жизни во дворце. Она находила его очень красивым, а Видьяпати, в свою очередь, также восхищался красотой и обаянием Лалиты.
Вишвавасу был рад видеть, что Господь, похоже, наконец-то послал его дочери мужа. Он организовал свадебную церемонию, и в деревне был отпразднован грандиозный праздник. Видьяпати надеялся, что царь поймет его обстоятельства и не будет винить его за пренебрежение своим служением. Он все еще надеялся получить дальнейшие наводки местонахождении Нилы Мадхавы, но его также привлекала простота жизни в горной деревне.
Однажды Видьяпати заметил, что в доме пахнет ладаном и камфарой. Это странно, подумал он. Был полдень, и, как обычно, Вишвавасу только что вернулся домой после вчерашней прогулки. Видьяпати всегда задавался вопросом, что он мог делать в такие необычные часы, но поскольку он был гостем Вишвавасу, а теперь и зятем, он никогда не осмеливался спросить. Поэтому тем же вечером, после того как Вишвавасу ушел, Видьяпати спросил Лалиту об этом необычном запахе.
«Моя дорогая Лалита», — спросил он. «Сегодня я заметил странную вещь. Когда твой отец вернулся домой, от него сильно пахло ладаном и камфарой, как будто он только что вернулся из храма поклонения».
«Как странно», — пробормотала она, складывая выстиранное белье.
«Куда твой отец ходит каждую ночь? У него такая странная привычка — каждый вечер уходить вот так. Он явно добродетельный человек, поэтому я не подозреваю, что он посещает бордели. Куда он ходит?»
Лалита почувствовала, как на ее лбу выступило несколько капель пота. Она очень любила своего мужа. «Как я могу лгать ему?» — подумала она.
«Мой дорогой муж», — прошептала она, поворачиваясь к нему. «Мой отец каждую ночь уходит в уединенное место. В лесу он построил храм для поклонения Ниле Мадхаве. Вот куда он ходит каждый вечер. Он идет к Ниле Мадхаве».
Видьяпати ахнул. «Я знал это! Я знал, что вы оба знаете что-то о Нем!» Он обнял Лалиту.
«Ты не расстроен?» — спросила она.
«Расстроен? Почему я должен расстраиваться? Я наконец-то нашел цель своих поисков! Царь Индрадьюмна будет вне себя от радости». Затем он посмотрел Лалите в глаза. «Пожалуйста, умоляю тебя, ты должна убедить своего отца отвести меня к Ниле Мадхаве».
Лалита сомневалась, что ее отец согласится, но она не хотела разочаровывать мужа. Несколько дней она снова и снова просила Вишвавасу отвести Видьяпати к Ниле Мадхаве. Наконец он смягчился.
«Хорошо, сынок», — сказал он Видьяпати однажды днем. «Готовься. Сегодня вечером я отведу тебя к Ниле Мадхаве».
В тот вечер Вишвавасу надел Видьяпати повязку на глаза и вывел его в ночь. Незаметно для Вишвавасу Видьяпати тайно завязал горсть горчичных семян в ткань своего дхоти. Время от времени он высыпал их на землю, чтобы позже вернуться с царем Индрадьюмной и пройти по следу горчичных растений, чтобы найти Нилу Мадхаву.
Пройдя, как ему показалось, много километров, Вишвавасу наконец остановился.
«Мы на месте», — сказал он, снимая повязку с глаз Видьяпати.
Перед Видьяпати стояло самое прекрасное божество, которое он когда-либо видел. Он тут же упал на землю, предлагая земные поклоны и громко воспевая молитвы и гимны из Вед. Затем он вскочил и начал танцевать и раскачиваться, его лицо было мокрым от слез экстаза.
Вишвавасу оставил Видьяпати одного, пока он собирал цветы и фрукты для своего поклонения Ниле Мадхаве. Пока Вишвавасу отсутствовал, Видьяпати следил за окрестностями, пытаясь определить ориентиры, которые помогли бы ему снова найти Нилу Мадхаву.
Внезапно Видьяпати увидел, как ворона упала с дерева в близлежащее озеро. После нескольких мгновений борьбы ворона погрузилась под воду и утонула. В этот момент из озера вынырнуло сияющее четырехрукое существо и поднялось в небеса.
«Неужели это так? » — размышлял Видьяпати. «Умерев в присутствии Нилы Мадхавы, эта ворона была вознесена на Вайкунтху, в духовный мир! » Без предупреждения раздался голос с ясного, темного неба.
«Видьяпати!» — сказал голос, «Не думай следовать за этой вороной и так легко получить Мое царство. Ты должен сдержать свое слово и вернуться в Пури, чтобы сообщить царю Индрадьюмне, что ты нашел Меня».
Видьяпати искал источник голоса, но лес был пуст, за исключением его и Нилы Мадхавы. Это правда, подумал он. "В экстазе от созерцания Нилы Мадхавы и в изумлении от того, что я стал свидетелем того, как ворона улетела на Вайкунтху, я совершенно забыл о своем служении царю Индрадьюмне".
Через некоторое время Вишвавасу вернулся, держа в руках цветы и растения для поклонения. Пока Вишвавасу совершал свои обычные ритуалы, произошло нечто беспрецедентное. Нила Мадхава заговорил с ним.
«Мой дорогой слуга Вишвавасу», — сказал Нила Мадхава, — «Я так долго был благодарен за то, что ты служил мне здесь, в лесу горы Нилачала. Теперь я хочу отправиться в царство Пури, чтобы получить роскошное поклонение от царя Индрадьюмны».
Вишвавасу не мог поверить своим ушам. Он был одновременно рад услышать сладкий голос своего любимого учителя, Нилы Мадхавы, и в ужасе от перспективы потерять служение Ему. Наконец, боль неминуемой разлуки взяла верх. Вишвавасу потащил Видьяпати обратно в деревню и запер его в гостевой комнате своей хижины. Несколько дней Лалита плакала и умоляла Вишвавасу отпустить ее мужа, но он не мог вынести мысли о потере Нилы Мадхавы. Каждую ночь, когда он шел в лес для поклонения, Нила Мадхава говорил ему одно и то же — он хотел пойти к Индрадьюмне. Вишвавасу проливал тихие слезы, когда он предлагал благовония, фрукты и цветы.
«Если Ты так желаешь, мой Господь, то да будет так », — подумал он. Он выпустил зятя и тот отправился к своему царю.
Деревянный Господь
Вскоре они вернулись в деревню и вот уже царь Индрадьюмна следовал за Видьяпати через лес, сопровождаемый небольшой свитой воинов. Руки и ноги царя дрожали в предвкушении встречи, когда они поднимались по пологим горным тропам.
«Мы уже близко?» — спросил Индрадьюмна. «Я так долго ждал этого момента».
«Да, мой царь», — ответил Видьяпати. «Видишь эти маленькие ростки горчицы? Это те, о которых я тебе рассказывал, которые я посадил по пути к Ниле Мадхаве».
Видьяпати указал вперед. «Там. Видишь это озеро? Там обитает Нила Мадхава».
Индрадьюмна спрыгнул с коня и побежал вперед. Но когда он прибыл на поляну, на которую указал Видьяпати, там был только пустой лесной храм. Нилы Мадхавы нигде не было.
«Что это за жестокая штука?» — вскричал Индрадьюмна. «Видьяпати! Если ты обманул меня, я убью тебя на месте!»
«Я бы никогда не сделал этого!» — запротестовал Видьяпати. «Мой царь, клянусь жизнью, что божество было здесь. Но, возможно…»
«Что, возможно?!» — закричал Индрадьюмна.
Видьяпати колебался. Он знал, что если обвинит тестя в сокрытии божества, то Индрадьюмна убьет его.
«Выкладывай!» — закричал Индрадьюмна. Упав на колени, он схватился за лицо руками. «Я умоляю тебя, Видьяпати. Я умоляю тебя. Пожалуйста! Я должен найти Нилу Мадхаву. Как я смогу жить, если не найду Нилу Мадхаву?»
Видьяпати признал, что его тесть, Вишвавасу, возможно, спрятал божество, зная, что они придут, чтобы забрать его. Услышав эту новость, Индрадьюмна послал своих солдат в деревню, чтобы арестовать Вишвавасу. Но когда Индрадьюмна спросил его о местонахождении божества, тот заявил о своей невиновности.
«Я не прятал Нилу Мадхаву!» — рявкнул Вишвавасу. «Зачем мне это делать? Он Бог. Он сказал мне, что хочет отправиться в твое царство. Как я могу помешать Его желаниям?»
Прежде чем Индрадьюмна успел усомниться в его словах, в небе раздался голос.
«Освободи его! Шабара невиновен. Я исчез по Своему собственному желанию. Но не бойся. Ты увидишь Меня, Индрадьюмна, но не в Моей форме, как Нила Мадхавы. Ты должен подняться на холм Нила-Кандара и построить храм на вершине. Там Я проявлюсь в своей деревянной форме как дару-брахман».
Как и повелел Господь, царь Индрадьюмна повел построить большой каменный храм на вершине холма. Когда храм был близок к завершению, Индрадьюмна начал опасаться, что возникнут еще препятствия, прежде чем он сможет начать поклонение. Поэтому он отправился в Брахмалоку, чтобы попросить самого Господа Брахму прибыть в его царство и провести церемонию открытия.
Из-за замедления времени, которое ощущается по-разному в высших и низших сферах этой вселенной, когда Индрадьюмна наконец вернулся с Господом Брахмой, прошло много тысяч лет. Новый царь по имени Галамадхава правил Пури. Он недавно раскопал храм Индрадьюмны, который был покрыт песком и землей.
Во сне Господь снова явился Индрадьюмне и сказал ему, что Он скоро явится как дару-брахман, большой кусок дерева, выброшенный на берег океаном. Индрадьюмна нашел кусок дерева, как и описал Господь, и принес Его во дворец, чтобы вырезать из него божество.
Индрадьюмна попросил всех скульпторов в своем царстве вырезать божество из дару-брахмана, но все, кто пытался, обнаружили, что их инструменты не способны прорезать это дерево, оно никак не поддавалось.
Наконец, Индрадьюмна попросил Вишвакарму, архитектора богов, вырезать мурти. Вишвакарма согласился, но только при условии, что ему будет разрешено работать непрерывно в течение 21 дня.
По мере того, как шли дни, Индрадьюмна становился все более и более нетерпеливым. «Почему я должен так ждать? — думал он. — Что плохого в том, чтобы увидеть моего Господа до того, как Он полностью закончит?»
На четырнадцатый день терпение царя Индрадьюмны лопнуло. В темноте ночи он побежал в мастерскую Вишвакармы и прислушался у двери. Там была полная тишина. «Вот мой шанс», — подумал Индрадьюмна. «Вишвакарма ушел!»
Внутри мастерской Индрадьюмна увидел три больших божества, частично вырезанных из изначального дару-брахмана. Формы Их тел, лиц и рук были сформированы, но у Них еще не было рук и ног.
Сердце Индрадьюмны упало. Он нарушил свое соглашение с Вишвакармой, и теперь божества навсегда останутся незавершенными. Он решил поститься до самой смерти, чтобы искупить свою тяжкий грех.
В ту ночь, когда Индрадьюмна спал, Господь Джаганнатха явился ему во сне.
«О царь», — сказал Господь, — «Пожалуйста, не скорби. Я хотел, чтобы ты прервал вырезание Моей формы божества. Я — Джаганнатха, Господь Вселенной, и эта форма — Мое проявление трансцендентного экстаза. Я появился в сопровождении Моего брата Баладевы и Моей сестры Субхадры. Теперь ты можешь поместить Нас в храм и начать ежедневное поклонение».
Царь Индрадьюмна проснулся от толчка. Его кожа была влажной от пота, а волосы на руках стояли дыбом. Он вскочил и громко позвал всех своих жрецов и советников, чтобы рассказать им, что он услышал от Господа во сне, и начать готовить все необходимое для поклонения Господу Джаганнатхе.
С тех пор в Пури поклоняются Господу Джаганнатхе, и каждый год Его возят на колесничной процессии во время восьмидневного фестиваля, известного как Ратха-ятра. В 2024 году этот день выпадает на 7 июля.