Сегодня для Зинаиды Степановны особенный день: на карту ей придёт положенная пенсия! Для женщины восьмидесяти лет сумма в тридцать тысяч рублей вполне себе нормальная для того, чтобы жить в достатке.
И на питание, и на другие нужды хватит, да ещё немного отложить на чёрный день можно. Но это при хорошей жизни. А у неё, увы, всё не так. Виной страданий бедной старушки является, по её мнению, невестка Люся. Та своего не пропустит: всегда начеку:
- Ну, что, мам, пришли денежки? - каждый раз выпытывала та и, не дожидаясь ответа, начинала длинную песнь о нескончаемых проблемах внуков.
Источник дохода
- Знаете, сколько денег идет на детей? - спрашивала старушку Люся, прищурив глаза.
Та не успевала ответить, как новые неопровержимые факты с бешеной силой сыпались на неё:
- Лето на дворе, а у Гриши ни шорт, ни маек , ни носочков нет. Ходит по жаре в штанах...
- Так покупали в том месяце, — робко вставляла бабушка.- Деньги ты у меня для Григория уже брала.
- Ох, мама, и всё-то вы помните. Брала, не отказываюсь, но Егор, получается по-вашему, не внук... Ему можно ничего не покупать. Пусть ходит голодранцем. Парню десять лет, а он нищета беспросветная при таких родителях...
- Вы же и сами знаете, что дырок в нашем семейном бюджете так много, что только успевай залатывать. Сынок ваш не шибко старается. Какой месяц без работы сидит на моей шее. Скажу вам, мама, так: пенсию получите - сразу меня зовите. Я её себе переведу. Денежкам сохраннее и надежнее будет.
-А как же я, мне ведь тоже деньги нужны на личные расходы.
- Какие такие личные? У вас всё необходимое есть, нечего с жиру беситься! Шмотья куча: носить не переносить!
Невестка хлопнула дверью и ушла, а Зинаида Степановна заплакала, тихо, чтобы никто не услышал, запричитала:
- Обуза я сыну и его семье. Нет сил бороться с ними. Они видят во мне не человека, а источник дохода. А какой из меня источник, если скопить даже на крайний день не получается: деньги же у меня невестка Люся забирает. Все до копеечки. За семейный стол и то не сажают меня. Сторонятся старости моей и дети, и внуки.
Отчаяние
Пока старушка плакала и причитала, в телефоне пикнуло сообщение, извещавшее, что пенсия поступила на счет абонента. Женщина накрыла телефон подушкой, боясь вновь лицезреть невестку в комнате, где полумрак и отсутствие свежего воздуха создают и без того неприятные ощущения.
От разговора с невесткой сердце начало учащённо биться, боль сдавила виски. Прилегла на кровать и закрыла глаза, пытаясь успокоиться. Нет, обиды на сноху не было. Да и за что сердиться, если сын ведет неблагополучный образ жизни.
И чтобы выжить семье, Люсе приходилось вертеться изо всех сил. И огород, и сад, и хозяйство - всё на ней. А ещё стирка, готовка, уборка - словом, куча дел.
Воспоминания
Зинаида Степановна одна растила сына. Тот никогда не видел своего отца, да и она сама видела того только однажды, когда ехала в командировку в Зауралье.
На одной из станций в купе скорого поезда вошёл симпатичный мужчина. Вдвоём ехали до Самары всю ночь. Знакомство, доброе общение, сблизили совершенно чужих людей и оставили Зинаиде память на всю жизнь.
Когда узнала, что ждет ребенка, поначалу испугалась. Но понимая, что после сорока материнство откладывать нельзя, приняла решение оставить ребенка. И не пожалела, тем более, что жильём она была обеспечена, зарплату имела стабильную.
Одиночество отступило, заботы о сыне захлестнули с головой. Алексей рос здоровым и смышлёным малышом. Радовал маму, в школе всегда был её гордостью. Одна беда: вырос быстро, а мама заметно постарела.
Люся
- Мама, познакомься, это Люся, моя будущая жена. Мы заявление подали...
Сын сиял от счастья, а Зинаида Степановна сквозь слезы старалась улыбаться девушке, которая через месяц вошла в их семью, нарушив привычный семейный уклад.
Хваткая, волевая, работящая, Люся постепенно негласно стала главой семьи. Её слушались, с ней считались, старались не конфликтовать. Чудесным образом она всегда добивалась своего. Такая целеустремлённость невестки вначале даже нравилось Зинаиде Степановне, но постепенно стала напрягать и даже пугать.
Три года у молодой семьи царили мир и лад. Супруги, как говорится, жили душа в душу, подарили бабушке внуков погодков и начали строить свой дом. А потом в одночасье всё изменилось. Кто кого обидел, мать не знала.
Жалела сына, пыталась воспитывать невестку, старалась угождать внукам, но ситуация только усугублялась. Алексей чаще приходил домой навеселе, денег катастрофически не хватало, из-за чего стройку дома пришлось заморозить. Семья рушилась на глазах.
А хозяйка трехкомнатной квартиры, чтобы не видеть и не слышать ссор и разборок взрослых детей, постепенно перекочевала в самую маленькую и холодную комнатку, чтобы жить там тихо, незаметно, будто её и нет вовсе.
Предложение
Звонок в дверь прервал грустные мысли старушки. Отвлеклась, прислушалась: кто бы это мог быть...
- Да, Зинаида Степановна живёт здесь, — услышала голос Люси. - Никаких предложений нам не надо.
- Нет, никуда свекровь не поедет! И разговаривать вам не о чем, — снова парировала невестка. - Уходите.
Но внезапные гости уходить не спешили и требовали встречи с хозяйкой. Показали приказ, распоряжение, утверждённый список кандидатов, среди которых была и Зинаида Степановна.
Когда дверь в комнату открылась, старушка не на шутку испугалась.
Две женщины вошли и, поздоровавшись, вежливо представились работниками социальной службы:
- Зинаида Степановна, мы к вам с уникальным предложением: приглашаем вас стать участником пилотного проекта "Долгожители России".
- Проект стартует уже завтра и будет проходить в самом благоустроенном санатории области под присмотром врачей. Пятьдесят мужчин и женщин пенсионного возраста станут участниками грандиозного преображения.
Вас ждут приятные сюрпризы, дружеские встречи со знаменитостями, культурные программы и творческие занятия любимым делом. Так что, если вы согласны, поехали с нами прямо сейчас. Машина уже подана к подъезду.
- Что вы голову морочите старухе, — вмешалась Люся.- Никуда Зинаида Степановна не поедет. Мама, гоните этих добродетелей. Ишь, чего захотели! Какой санаторий будет полезен бабке в восемьдесят лет! Убирайтесь!
Свекровь строго глянула на невестку и, секунду помедлив, дала ответ:
- Я готова. Только вещи мои уж очень старомодные... Нового я себе давно не покупала. Стыдно и неловко...
- Ничего страшного. По условиям проекта участники обеспечиваются всем необходимым. Пойдемте.
Облегчение
А дальше, как в кино: опираясь на костыль, покачиваясь из-за непривычки двигаться дальше отведённого ей маленького пространства, вдохнув полной грудью, Зинаида Степановна с трудом делала шаги навстречу новой жизни. Поравнявшись с невесткой, заглянула в её полные гнева глаза и твердо сказала:
- Ну что ж, семейство, пенсии не дождетесь! И пока меня не будет дома, попробуйте научиться работать и жить по средствам. И детей к труду приучайте. Давно пора...
- Что вы мелете, свекровь дорогая! Я ли не тяну на себе наш быт, не ухаживаю за вами и вашим ленивым сынком. В чём вы меня упрекнуть можете? Только в том, что я уже на женщину не похожа. В вашей семье превратилась в чёрную крестьянку...
- Жалко мне тебя, Люся. Не счастлива ты с моим сыном. Мучаешься и страдаешь, бедная. А я ничего не могу поделать для тебя. Алёша - мой единственный сын, и каким бы он не был, я всегда буду любить его. Но ты, Люся, не злись на меня и не обессудь, что приняла предложение участвовать в проекте.
Кто знает, сколько мне осталось, годы-то не остановить. Чай, не молодеем, когда живём. Я хоть и старая, а хочется в люди, общения хочется, понимающих людей рядом хочется. Дома-то этого у меня нет. А проект - это шанс пожить с пользой для себя.
Найду подружек, любителей крючка и спиц. А дома я просто лежу и смотрю в потолок. Ведь даже телевизор в моей комнате ты не разрешила поставить. Сейчас я поняла, что у меня появился шанс изменить свою жизнь. И, похоже, я рада этим переменам...
Потом, ещё раз осмотрев квартиру и больше уже не оглядываясь, женщина смело сделала шаг на лестничную площадку...
Спасибо, что прочитали до конца!
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ, А ТАКЖЕ СТАВЬТЕ ЛАЙКИ И ПИШИТЕ КОММЕНТАРИИ!
📍И конечно же читайте другие наши увлекательные рассказы