Недавно выдался вечерок в стиле "я-креветко-фсем-пака", то бишь, абсолютная импотенция к работе. Я ткнул наугад в список из доброй сотни отложенных к просмотру фильмов и попал в "Гаттаку."
Кино это у меня уже лет 20 как в очередь на просмотр числится. Помню, ещё в торрентах его скачивал, но так и не посмотрел. Год выпуска — 1997. Ума Турман на обложке. С мужем будущим. Ну, думаю, лучше поздно, чем иногда!
Фильм попал в мой список, потому что многократно во вполне серьёзных дискуссиях и статьях попадалась ссылка на "Гаттаку". Да и в отзывах кино как только не нахваливали: шедевр, глубокомысленная метафора, идеальный сценарий, захватывающий сюжет, непревзойдённая притча и всё такое.
Я, признаться, ожидал нечто уровня если не "Шоу Трумана", то хотя бы "Терминал". Ведь режиссёр один и тот же — Эндрю Никкол. Да и вообще, в конце прошлого века голливудские фильмы ещё были вполне норм!
В общем, я настроился на серьёзную тему. Думаю, сейчас наберусь концептуального, философского сиансу! Но в итоге в ходе просмотре ржал, аки конь. Простите, но даже скидку на прошлый век делать никак нельзя. Первый Терминатор уже к тому времени поржавел! А он вообще не смешной, до сих пор.
Не знаю, может со мной чего не так, но как по мне, полнейший провал "Гаттака" в прокате абсолютно соответствует его качеству.
Для тех, кто не в курсе, кратенько сюжет
Далёкое будущее. Детей рожать по нормальному — удел нищебродов. Модно делать искусственное оплодотворение, выбирать самые чётенькие зародыши без всяких там случайностей и рожать сверхчеловеков.
На этой базе общество таки сегрегировалось на истинных арийцев и унтерменшей. Удел последних: пылесосить перхоть со сверхчеловеков и не отсвечивать. Им разрешается коптить этот мир, но только на достойных их генам должностях: уборщики и... фиг знает кто ещё, в фильме показали только уборщиков.
Нормальные-то люди бороздят просторы галактики, а унтерменши о таком даже мечтать не могут, ибо их даже в здание пускают строго по пропускам уборщиков, да и туда ещё попади...
Но один унтерменш всё-таки размечтался. У него детская травма: младший братец, в отличие от него, рождён арийцем, что привело к многочисленным унижениям. В частности, в соревновательных заплывах "на слабо" в каком-то мутном поросшем водорослями океане побеждал всегда именно тот, кому на роду написано. А это, конечно, боль.
В общем, унтерменш нашёл хитрый способ хакнуть систему. Он скорешился с каким-то проходимцем, который свёл его с покалеченным арийцем.
Ариец скрывал, что он инвалид-колясочник, потому что... А фиг знает, почему, ну типа это жесть. Стыдоба. Всё пропало же. Никакой социалки.
А мотивы проходимца вообще не особо ясны. Но смысл в том, что они вместе сообразили, как можно унтерменша выдать за арийца, чтобы он устроился в SpaceX и улетел на Фальконе. А, это же ещё до Маска было... В общем, как-то так.
Мне всё это показалось какой-то детской сказкой, да и то не вполне продуманной. Количество WTF зашкаливало, как при проверке кода начинающего программиста. Досмотрел с трудом, потому что прекратить было сложнее, чем продолжать.
Я конкретно не врубился, почему фильм ещё не исчез в забвении за столько-то лет.
Далее спойлеры.
По пунктам
Не, что серьёзно? Вообще не отличить Джуда Лоу от Итана Хоука? Прям вообще никакого палева? Да ладно!
У Хоука кривые зубы! Это ж мем... Как унтерменш он смотрится норм. Но кривозубый ариец? Это же палево! Я понимаю, в Голливуде тогда так можно было ещё, но в космонавты таких точно не берут.
Почему инвалид живёт в доме с винтовой лестницей, а не на ранчо в бунгало? Ему же всё можно, он же ариец — ну, переехал бы... Тем более, двойник хорошо зарабатывает.
Анализы принимает всегда один и тот же пошляк доктор Йозеф. Конечно, намёк на Менгеле. Такой прям толстенный намёк. Хотя, возможно, далее ассоциация должна перескочить на Грегора Менделя, генетика? Короче, неважно. Йозеф что ли без выходных в 3 смены пашет? Никаких лаборанток вообще к нему не подпускают? Отпусков не дают? Даже ребёнка врач как-то заделал не отходя от пробирок!
Зачем вообще строжайший контроль на входе в секретный объект, если потом унтерменши везде ходят, убирают, пылесосят, и даже вещи арийцев прикарманивают?
Никаких видеокамер в будущем! Тотальный контроль без видеонаблюдения! Джордж Оруэлл плачет в гробу в обнимку с "1984" изданной, на минуточку, в 1949. Я понимаю, если добавить камеры, то сюжет слишком усложнился бы. Вернее, полностью рассыпался. Поэтому пришлось тупо проигнорировать технологию. А мобильники, кстати, у них уже были!
Родной брат в упор не узнаёт брата. Ну, такое себе допущение. Типа, пришёл расследовать убийство, некогда. Ну, подумаешь, брата сто лет не видел, потом как-нибудь привет скажу, ага...
Астронавты в костюмах! Зачем? Как?! И что они постоянно делают все вместе за школьными партами? Смотрят на зелёные буковки из матрицы? Ладно, допустим, это форма такая, а дизайнер — фанат Джеймса Бонда оказался. Но в ракете-то как вообще в костюме, норм?
Начальника миссии жестоко забили клавиатурой в людном месте — и никто ничего не слышал и не видел? Фиг с ним, камер нет, но там же прям на входе в кабинет его толпа постоянно.
Нафига калека в конце себя сжёг? Он же вроде как вообще в это ввязался, чтобы жить на процент от зарплаты унтерменша. И вот всё зашиблось. Можно дальше бухать-отдыхать. А он решил, что надо срочно фтопку... Чой-то?
Куда внезапно подевался тот проходимец, который свёл унтерменша с инвалидом? Почему не руководил процессом до конца? Он же хотел 20% прибыли от гешефта!
Почему ракеты взлетают, как из пулемёта, но космонавты ждут очереди годами? В чём прикол, брать нескольких из класса, а остальных браковать, если можно просто отправить в другой экипаж?
Что за подпольное кафе, куда пускают унтерменшей и арийцев бухать вместе вперемешку? Почему там все в курсе, что такой Винсент и Евгений, но всё равно всё как-то в тайне остаётя? Что за андеграунд, вообще?
Почему на земле арийцы не могут без уборщиков унтерменшей, а вот в космосе — запросто? А кто их там пылесосить будет после туалета?
Зачем по команде "всем оставаться на своих местах" все арийцы вдруг начинают разбегаться, как тараканы? Они же послушные и вообще высшая раса. Чего им внезапно так бояться? Я понимаю, унтерменш сдриснул, но остальные-то чего так паниковали?
Как получилось, что при настолько развитой системе анализа гена человека и мгновенным лабораторным исследованиям люди до сих пор сдают мочу. Блин, а что если слюну? Кал? Ушную серу?
Почему 12 пальцев — это офигенно, а в то же время любые отклонения от идеального гена — зло? Как получилось, что пианист гениален и ему рукоплещут, если он вообще мутант и должен туалеты драить в такой системе?
И это далеко не все несостыковки, которых даже для русской народной сказки как-то многовато оказалось.
Но ведь есть ещё и вопросы к самой концепции утопии
Как получилось, что арийцы лишены агрессии, но при этом контролируют якобы агрессивных унтерменшей? В чём их супер-сила?
Почему унтерменш хотя бы иногда время от времени тупо из зависти не может как следует втащить какому-нибудь арийцу от души и отчалить на нары? Всё равно же жизнь, по сути, потеряна.
За счёт чего происходит прогресс до космических полётов в космос, если по сюжету система порочна и тупиковая? Как же так вышло, что в космос летать, как в магазин за хлебушком, научились? Значит, норм система, работает! А к чему тогда критика?
В чём вообще прикол "меня не берут в космонавты"? А попробуйте, например, пацана в лётный ВУЗ отдать. Прикиньте, тоже далеко не всех берут. И анализов кучу надо сдать, и ЭКГ, и даже в барокамере высидеть сколько требуется. А уж в космонавты — на 2 порядка сложнее отбор. Никаких генных дискриминаций нет, но это данность и сейчас, вообще-то.
Ихде роботы? Ась?! Киборги не нужны, я понимаю, но хотя бы робот-пылесос там точно пригодился бы! А то юзают дайсоны постоянно, понимаешь, и никакой автоматизации. А вот если бы Йозеф был андроидом, всё сложилось бы иначе!
В общем, на мой взгляд, совершенно детская история, к тому же дурацкая. Наша "Гостья из будущего" и то куда как глубже продумана. Там бластеры пыщ-пыщ, роботы, мелафон, машина времени! А тут только анализы сдают весь фильм. И это называют шедевром? Тьфу...
В общем, как по мне, так почти отстой. С одним единственным плюсом. Вернее, одной единственной причиной, из-за которой этот фильм всё-таки было приятно посмотреть...
P.S.: Когда Ума и Итон пошли танцевать, я лично ожидал гораздо большего! Ведь Криминальное Чтиво вышло на 3 года раньше! Просто позорище какое-то, взять уже признанную выдающуюся актрису и использовать в фильме для мебели...
P.P.S.: Блин, да что она нашла в этом кривозубом?! Ещё и детей от него нарожала! Джуд Лоу — вот кто там норм парниша!
P.P.P.S.: Награды и номинации за лучший сценарий?! Штааа!? Я нифига не понимаю в кинематографе... Смайлик шестипалый фэйспалм.
P.P.P.P.S.: А чего брат переставал плыть и тонул покорно? Можно просто лечь на воду, полежать, там, ну на крайняк на спине потихоньку, плавать же умеет не только топориком. А! Это сверхчеловеки в стрессе так себя ведут? Капец...